17.09.2022
Анна Новиковская
12 623

Ученые обнаружили, что не только размер головы позволяет питону проглотить целого оленя

3.5

Питоны — настоящие «мастера-глотатели» среди змей, способные за пару часов отправить к себе в желудок целого оленя. Однако не только размер головы позволяет этим животным раскрывать свою пасть до невозможных размеров.

Сравнение способностей к глотанию у разных видов змей: крайний слева — взрослый темный тигровый питон, «главный герой» исследования / © 10.1093/iob/obac033 / Автор: Никита Тарасов

Темный тигровый питон (Python molorus bivittatus) — очень крупная неядовитая змея, в дикой природе вырастающий до пяти метров и весящий около 75 килограммов. В среднем представители этого вида достигают четырех метров в длину, при этом самки крупнее и массивнее самцов.

Хотя изначально этот вид змей водился только в Юго-Восточной Азии, включая некоторые индонезийские острова, в результате торговли экзотическими животными темные тигровые питоны в 1980-ых годах оказались в США. Там они то ли сбежали у нерадивых хозяев, то ли те сами их выпустили, но итог один: сегодня эти хищники внушительных размеров буквально терроризируют флоридские болота, уничтожая местных аллигаторов, оленей и енотов.

Ранее ученые полагали, что главная особенность питона, позволяющая ему охотиться даже на очень крупную добычу, — его подвижные челюсти с гибкими суставами. Однако теперь они обнаружили, что в придачу у питонов еще и очень эластичная кожа между половинками нижней челюсти (они у змей не соединены между собой), и это позволяет им глотать добычу даже более крупную, чем не-питону того же размера.

В среднем у максимально открывшего пасть питона чуть больше 40 процентов зева приходится на эластичную кожу, так что даже без учета огромной головы пасть все равно будет внушительной. Сравнив способности питона со способностями коричневой бойги (змеи, родственной ужу, и вырастающей до трех метров в длину), ученые обнаружили, что у детеныша питона пасть раскрывалась в четыре–шесть раз шире, чем у бойги того же размера.

Эта самка питона во Флориде поймала и начала заглатывать белохвостого оленя, который весил больше ее самой

Теперь, зная, насколько огромную добычу в принципе способны проглотить питоны, исследователи планируют переоценить опасность этого инвазивного вида для экосистем Флориды. По-видимому, взрослый темный тигровый питон способен проглотить практически любое животное, от оленя до аллигатора, а в случае самки, охраняющей свою кладку, речь может зайти и о нападении на человека.

Исследование опубликовано в журнале Integrative Organismal Biology.