01.06.2020
София Жаботинская
1 084

Продленная родительская опека помогает птицам стать умнее

4.4

Молодые птицы зачастую живут с взрослыми сородичами довольно долго — и это дает им определенные преимущества.

Кукша
Кукша и ее взрослый, но еще не сепарировавшийся потомок / © M.Griesser

Люди сильно отличаются от других животных по длительности периода, в течение которого дети находятся под родительской опекой. И в этом есть важный смысл: период детства и юности, который дает нам много времени для обучения различным навыкам, служит ключевой причиной того, что мы достаточно умны.

У других видов животных тоже встречается «продленное детство». Так, слоны становятся взрослыми лишь в 10-12 лет. Схожая ситуация наблюдается у китов, дельфинов, некоторых птиц и летучих мышей. Может ли это делать вид умнее и какова роль родителей в этом процессе?

На эти вопросы пытается ответить статья, опубликованная в издании Philosophical Transactions of the Royal Society B. Ее авторы предлагают принципиально новый взгляд на эволюцию интеллекта, где воспитание детей занимает центральное место. Для этого ученые объединили исследования, проведенные среди двух видов птиц семейства врановых — кукш Perisoreus infaustus и новокаледонских воронов Сorvus moneduloides — с уже опубликованными данными по 127 видам врановых и нескольким тысячам видов семейства воробьиных.

Кукши вскрывают головоломки с едой внутри / © M. Griesser

Исследователи проводили наблюдения за кукшами и воронами, чтобы понять, как обучение молодых птиц влияет на их поведение и выживание в зрелом возрасте. Так, на одной из исследовательских площадок в Швеции были проведены полевые эксперименты, которые показывали способность кукш овладевать важными навыками — распознавать хищников и вскрывать клетку-головоломку для доступа к пище.

Эти птицы обычно живут семейными группами, в которые могут входить не только птенцы одной взрослой пары, но и детеныши других пар. Молодняк может пребывать в составе группы до четырех лет, прежде чем начать самостоятельную взрослую жизнь. Ученые выяснили, что молодые кукши, которые дольше времени оставались при взрослых птицах, лучше обучались различным навыкам и получали больше пищи от родителей. Такие птенцы впоследствии жили заметно дольше и чаще создавали пару.

Новокаледонский ворон учит более молодого собрата пользоваться орудием для добычи пропитания / © N. Uomini

На другой исследовательской площадке в Новой Каледонии (заморская территория Франции в юго-западной части Тихого океана) ученые наблюдали за воронами, чтобы понять, как те учатся созданию орудий для добычи пропитания. Новокаледонские вороны делают из растений подобия крючков и удочек, с помощью которых достают насекомых и личинок.

Для освоения такого важнейшего навыка молодым воронам требуется около года, однако молодняк остается жить вместе со старшими птицами гораздо дольше — до трех лет. Стоит отметить, что старшие птицы чрезвычайно терпимы к молодым — кормят их, позволяют с близкого расстояния наблюдать за добычей пищи и даже не наказывают за кражу орудий. Ученые считают, что благодаря такой «толерантной учебной среде» у новокаледонских воронов самый большой размер мозга относительно размера тела среди всех врановых.

Авторы утверждают, что ключевая роль воспитания детей в эволюции познания до сих пор игнорируется. Забота о детях, которую часто считают просто неизбежной рутиной, помогает потомству обучиться и впоследствии реже делать ошибки. Благодаря этому молодые птицы имеют время развить мозг, освоить сложные навыки и получить доступ к жизненно важным пищевым ресурсам. Это ведет к лучшему выживанию и, возможно, позволяет видам быстрее приспосабливаться к новым условиям.

Это случилось из-за стечения обстоятельств – в том числе европейских усилий по борьбе с глобальным потеплением. Пока остается неясным, окажется ли такая ситуация устойчивой.