18.10.2022
22 068

Слишком строгое воспитание сказалось на ДНК

4.9

Бельгийские ученые обнаружили, что для детей слишком строгих родителей характерно повышенное метилирование ДНК. Такой показатель коррелирует с ростом риска развития депрессии и даже склонностью к суициду.

©National Education Association

Несмотря на советы медиков и психологов, многие родители до сих пор остаются сторонниками максимально строгого подхода к воспитанию, включая психологическое давление и физические наказания. Это не проходит даром даже для генома детей, меняя эпигенетические «настройки» ДНК, которые влияют на активность генов и могут передаваться следующим поколениям. К таким выводам пришли ученые из Лёвенского университета, выступившие на проходящем в Вене 35-м ежегодном конгрессе Европейского колледжа нейропсихофармакологии.

Эвелин Ван Аш (Evelien Van Assche) и ее коллеги исследовали подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Опросы позволили распределить их на две группы, в каждой из которых мальчики и девочки были представлены примерно пополам. Двадцать один человек попал в группу с опытом мягкого воспитания, родители которых давали детям значительную личную свободу, выражали поддержку и тому подобное. Еще 23 подростка оценивали свое воспитание чрезмерно строгим, с частыми наказаниями и психологическими манипуляциями.

Далее ученые собрали образцы их ДНК и проанализировали ее метилирование более чем на 450 тысячах участков. Такая химическая модификация не затрагивает саму последовательность нуклеотидов и структуру генов, но выступает ключевой для эпигенетической регуляции их активности. Метилирование происходит у всех людей, однако избыточное количество метилированных участков часто бывает связано с развитием депрессии и даже повышенной склонностью к суициду. Именно такие эффекты и обнаружили авторы работы.

«Те, кто сообщал о более строгом воспитании, демонстрировали склонность к депрессии, и мы полагаем, что она оказалась “вшита” в их ДНК именно за счет метилирования, — сказала Ван Аш. — Кажется, теперь мы можем замкнуть цепочку, ведущую впоследствии к развитию депрессии». Ученый также отметила, что усиленное метилирование может быть результатом любого сильного стресса, особенно в раннем возрасте. Именно поэтому, видимо, детские травмы способны сказываться на психическом состоянии всю последующую жизнь.