Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
18 октября
21 355

Слишком строгое воспитание сказалось на ДНК

4.9

Бельгийские ученые обнаружили, что для детей слишком строгих родителей характерно повышенное метилирование ДНК. Такой показатель коррелирует с ростом риска развития депрессии и даже склонностью к суициду.

©National Education Association

Несмотря на советы медиков и психологов, многие родители до сих пор остаются сторонниками максимально строгого подхода к воспитанию, включая психологическое давление и физические наказания. Это не проходит даром даже для генома детей, меняя эпигенетические «настройки» ДНК, которые влияют на активность генов и могут передаваться следующим поколениям. К таким выводам пришли ученые из Лёвенского университета, выступившие на проходящем в Вене 35-м ежегодном конгрессе Европейского колледжа нейропсихофармакологии.

Эвелин Ван Аш (Evelien Van Assche) и ее коллеги исследовали подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Опросы позволили распределить их на две группы, в каждой из которых мальчики и девочки были представлены примерно пополам. Двадцать один человек попал в группу с опытом мягкого воспитания, родители которых давали детям значительную личную свободу, выражали поддержку и тому подобное. Еще 23 подростка оценивали свое воспитание чрезмерно строгим, с частыми наказаниями и психологическими манипуляциями.

Далее ученые собрали образцы их ДНК и проанализировали ее метилирование более чем на 450 тысячах участков. Такая химическая модификация не затрагивает саму последовательность нуклеотидов и структуру генов, но выступает ключевой для эпигенетической регуляции их активности. Метилирование происходит у всех людей, однако избыточное количество метилированных участков часто бывает связано с развитием депрессии и даже повышенной склонностью к суициду. Именно такие эффекты и обнаружили авторы работы.

«Те, кто сообщал о более строгом воспитании, демонстрировали склонность к депрессии, и мы полагаем, что она оказалась “вшита” в их ДНК именно за счет метилирования, — сказала Ван Аш. — Кажется, теперь мы можем замкнуть цепочку, ведущую впоследствии к развитию депрессии». Ученый также отметила, что усиленное метилирование может быть результатом любого сильного стресса, особенно в раннем возрасте. Именно поэтому, видимо, детские травмы способны сказываться на психическом состоянии всю последующую жизнь.