Синицы-московки распознали сигнал об опасности от птиц другого вида
София Жаботинская

Синицы-московки распознали сигнал об опасности от птиц другого вида

3.1

Реагируя на сигналы о приближении змеи, издаваемые восточными синицами, московки способны визуализировать объект, представляющий опасность.

Синица-московка
Синица-московка / © Птицы России

Японский зоолог Тошитака Сузуки изучает, как животные разных видов, на которых охотятся одни и те же хищники, приучаются слушать сигналы друг друга. В своей статье, которая опубликована в издании Current Biology, Сузуки описывает такую кооперацию у птиц: синиц-московок Periparus ater и восточных синиц Parus minor.

Восточные синицы часто предупреждают сородичей о приближении естественных врагов — змей, поедающих яйца из гнезд. Московки точно так же опасаются пресмыкающихся, но звуки, которые они издают, совершенно иные. Ученый решил проверить, как именно крик опасности Parus minor действует на птиц иного вида и могут ли московки, услышав этот крик, определить объект, от которого исходит опасность для кладки яиц.

Для имитации змеи Сузуки использовал палку длиной 18 сантиметров, а сигнал об опасности транслировал при помощи динамика, закрепленного на ветке дерева. Когда раздавался крик восточной синицы о приближении змеи, московка подлетала и садилась неподалеку от динамика. Если птица оказывалась достаточно близко, то ученый при помощи системы веревок поднимал палку вдоль ствола дерева на расстояние около метра. Исследователь считал, что синица реагировала на палку, если она подлетала к ней в течение 24 секунд на расстояние одного метра.

Из 13 синиц-московок, которые отреагировали на имитацию сигнала восточных синиц о приближении змеи, к палке приблизились 10. При этом после сигналов восточных синиц об общей опасности или после имитации их призывного клича на палку отреагировали лишь две из 18 и две из 13 синиц-московок соответственно. Из этих экспериментов Сузуки сделал вывод, что в ответ на сигнал о приближении змеи московки сосредотачивают внимание на объектах, напоминающих змею, но не делают этого, услышав другие звуки восточных синиц.

А: различные типы движения палки, на которые реагировали или не реагировали птицы; B: звуковые спектрограммы сигналов, которые восточные синицы подают при приближении змеи (зеленый цвет), при общей опасности (розовый цвет) и призывая других птиц к себе (серый цвет) / © T.N. Suzuki, Current Biology, 2020

Также ученый проверил гипотезу о том, что сигнал опасности не заставляет московок искать определенный образ, а усиливает их интерес к новым объектам. Для этого зоолог провел серию экспериментов с палками, которые «ползли» по земле и раскачивались на ветке дерева (последнее для змей нехарактерно). В семи случаях из 13 московки подлетали к ползущей «змее», но ни разу не подлетели к палке, качавшейся на ветке.

Таким образом, эксперименты Сузуки показали, что синицы-московки не просто реагируют на сигналы, подаваемые другим видом, но еще визуализируют образ опасности, о которой такой сигнал предупредил.

Ранее ученые обнаружили проявления альтруизма у попугаев и выяснили неожиданную роль хвоста в полете птиц.