Просмотр видео о других птицах помог синицам лучше выбирать еду — Naked Science
София Жаботинская

Просмотр видео о других птицах помог синицам лучше выбирать еду

3.7

Синицы продемонстрировали способность учиться на чужих ошибках: это помогает им избегать разочарования и пищевых отравлений.

Большая синица
Большая синица / © Wikimedia Commons

Ученые выяснили, что эти небольшие птицы способны выбирать еду, опираясь на чужой опыт, причем они доверяют не только своим, но и принимают в расчет реакции синиц другого вида. Статья об этом опубликована в Journal of Animal Ecology.

В исследовании рассмотрели поведение лазоревок и больших синиц — самых распространенных и многочисленных видов синиц. Последние оказались наиболее активными в плане перенимания чужого опыта. Такое социальное умение учиться не просто методом проб и ошибок, но и на чужом опыте, оказывает влияние на эволюцию как самих птиц, так и их добычи, а способность использовать опыт других видов, по-видимому, одно из объяснений того, почему разные виды птиц могут собираться вместе.

«Лазоревки и большие синицы добывают пищу вместе, и у них сходная диета, но они могут отличаться в сомнениях при принятии решений, пробуя новую пищу. Наблюдая за другими, они могут быстро и безопасно узнать, какую добычу лучше всего есть. Это может сократить время и энергию, которые они тратят на разную добычу, а также помогает им избежать пагубных последствий употребления токсичной пищи», — поясняет первый автор работы Лииса Хямяляйне.

Каждой птице исследователи демонстрировали видеозапись реакции другой птицы, которая съедала отвратительную добычу. У пернатого зрителя была возможность хорошо рассмотреть отвращение птицы на видео к неприятной еде: например, она энергично вытирала клюв и трясла головой. Благодаря тому, что использовалось именно видео, а не живая птица, ученые полностью контролировали информацию, которую видела каждая птица.

«Добыча», показанная по телевизору, состояла из маленьких кусочков миндальных хлопьев, помещенных в белую бумажную упаковку. В некоторых пакетах они были пропитаны горьким раствором. Пакеты промаркировали черными значками разной формы: вкусную еду пометили крестиком, а мерзкую — квадратом. Птицам предлагали пакетики на выбор. Посмотрев видео, и лазоревки, и большие синицы реже выбирали пакеты с горькими хлопьями.

Схема проведения эксперимента. Каждая птица смотрела видео, на котором пищу выбирали представители ее вида (1a) или другого вида (1b), либо же видео с промаркированной пищей, но без птиц (1с). Затем ученые проверяли, чему птицы научились (2) / © Hämäläinenet al., Journal of Animal Ecology, 2020

Большие синицы ранее демонстрировали навыки научения на чужом опыте. То, что и лазоревки, и большие синицы могут учиться не просто на чужом опыте, но и на опыте существа другого вида, показывает, насколько сложно может быть устроен опыт даже относительно простых, как нам кажется, существ. Возможно, из-за особенности дизайна более ранних исследований подобные социальные навыки не удалось зарегистрировать у различных видов животных и птиц. Не учитывая важность социальных способов обучения и получения опыта, мы не можем достаточно достоверно судить о поведении животных и прогнозировать его. Кроме того, возможно, благодаря этому мы недооцениваем вклад этого вида опыта в выживаемость несъедобной добычи.

Известно, что, например, многие насекомые используют различные химические вещества, чтобы быть максимально непривлекательными для хищников, а параллельно с этим имеют заметную яркую предупредительную окраску. Предполагается, что, съев такое неприятное блюдо, хищник запомнит его внешне и не рискнет повторить; однако возможно, что нет нужды жертвовать по представителю невкусного вида на каждого представителя вида, который в будущем откажется его пробовать. Вероятно, многим достаточно посмотреть на чужую реакцию.

Это неплохое дополнительное объяснение «затрат на рекламу», поддерживающихся в ходе эволюции добычи: чем заметнее погибшее насекомое, тем больше шансов, что эту «упаковку» запомнят все птицы, которые наблюдали за незадачливым собратом.

Резкие падения систолического артериального давления при смене положения тела определенным образом связаны с нейродегенеративными процессами.