28.03.2023
Анна Новиковская
2 687

Ученые узнали, почему пум можно считать экосистемными инженерами

5.5

Чтобы обеспечить себя новыми источниками пропитания, пумы используют тактику «охотничьего сада»: они добывают пищу на определенной территории, где разлагающиеся туши удобряют растения и привлекают потенциальных жертв.

Пумы — отличные охотники, способные добыть почти любое травоядное на своей охотничьей территории / © istockphoto.com / Автор: Иван Беляев

Чтобы прокормить себя и потомство, американские пумы добывают изрядное количество корма: по подсчетам исследователей, дюжина хищников за год «производит» около 100 тонн падали, лишь треть которой уходит на пропитание охотника. Остальное медленно разлагается или служит пищей падальщикам, что приводит к увеличению питательных веществ в почве и вызывает бурный рост растительности.

Поскольку пумы — территориальные хищники, каждое животное год за годом ищет себе добычу в одних и тех же местах, причем с большей вероятностью выбирает участки, где ранее уже добывало корм. В итоге на охотничьем участке каждого хищника формируются «очаги садоводства», где растения растут пышнее, удобряемые остатками кошачьих пиршеств. Так как травоядные животные предпочитают корма, богатые питательными веществами (в частности, азотом), они ищут такие «очаги», чтобы прокормиться, — и пумы этим пользуются.

Чтобы уточнить, насколько велико влияние этих хищников на здоровье всей экосистемы, ученые из Вашингтонского университета (США) собрали и проанализировали 1002 образца почвы, 172 образца туш и 130 образцов растений из 65 мест, где пумы убили свою добычу. Для этого они воспользовались данными, собранными с помощью GPS-ошейников, которыми снабжены несколько животных, обитающих на территории Йеллоустонского национального парка.

Наряду с повышенным содержанием питательных веществ в почве и образцах растений исследователи обнаружили, что большинство убийств пумы совершали в одних и тех же местах, чья площадь составляла всего четыре процента от общей площади занимаемого ими участка. Для охоты животные выбирали места с неровным рельефом на границе леса и открытой местности, что повышало их шансы незаметно подобраться к добыче на расстояние для решающего рывка.

Добывая корм в одних и тех же местах, пумы обеспечивают себя постоянным притоком новых жертв / © Landscape Ecology (2023)

Иными словами, заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Landscape Ecology, пумы — настоящие экосистемные инженеры, чья охотничья деятельность влияет на жизнь сотен других видов, от разнообразных падальщиков до травоядных животных. В отличие от волков и медведей, которые утилизируют добытые туши почти полностью, пумы оставляют большую часть нетронутой: это запускает многоуровневую цепочку событий, в конце концов обеспечивающую охотника новой добычей.