Птенцы воронов показали тот же уровень когнитивных способностей, что и взрослые человекообразные обезьяны — Naked Science

Немецкие ученые провели эксперименты с участием воронов и выяснили, что уже к четырехмесячному возрасту эти птицы справляются со многими интеллектуальными задачами не хуже взрослых шимпанзе и орангутанов.

Птенцы воронов показали тот же уровень когнитивных способностей, что и взрослые человекообразные обезьяны / ©Getty images

Исследование опубликовали в журнале Scientific Reports. Ворон считается одной из самых умных птиц: он может, например, додуматься до того, чтобы бросать в глубокий кувшин с водой тяжелые предметы, чтобы уровень воды поднялся и он смог напиться. Доказана способность этих пернатых к сложному планированию и абстрактному мышлению. Однако лидерами по части интеллекта в животном мире (исключая человека) считаются все же человекообразные обезьяны.

Ученые из Института орнитологии и Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) решили сравнить когнитивные способности воронов разного возраста и человекообразных приматов — шимпанзе и орангутанов. В эксперименте приняли участие восемь воронов, выращенных в неволе в условиях Института орнитологии. В качестве поощрения за выполненную работу птицам давали различные лакомства — кусочки арахиса или свиные шкурки. Их тестировали в разном возрасте: четырех, восьми, 12 и 16 месяцев.

Воронов проверяли по различным когнитивным параметрам: пространственная память (запоминание разных мест и пространственное отношение между объектами), постоянство объекта (понимание того, что тот или иной объект продолжает существовать, даже если он пропал из поля зрения), способность к социальному обучению, умение строить причинно-следственные связи и так далее. Например, перед птицей ставили три одинаковые чашки, под две из которых на глазах у ворона клали награду. Затем ей предоставляли возможность забрать лакомство, клюнув в «правильные» чашки. Если ворон ошибался, второй попытки ему не давали.

Множество подобных тестов показали, что высокого уровня когнитивных способностей вороны достигают уже к четырем месяцам. К шестнадцати месяцам эти способности также развиваются, но уже незначительно. Из этого ученые сделали вывод, что интеллектуальное развитие птиц наступает довольно рано. Выяснилось также, что вороны лучше всего справлялись с тестами на сложение и понимание относительных чисел и хуже — с тестами на пространственную память.

После эксперимента ученые сравнили результаты с аналогичными показателями, полученными в предыдущем исследовании на 106 шимпанзе и 32 орангутанах. Авторы пришли к выводу, что все когнитивные способности, исключая лишь пространственную память, у взрослых человекообразных обезьян и воронов в возрасте уже четырех месяцев находятся примерно на одном уровне. При этом, по словам специалистов, для окончательных выводов нужны дополнительные исследования на более широкой выборке воронов.