29.12.2022
Анна Новиковская
4 381

У пингвинов обнаружили зачатки самосознания

4.5

Чтобы понять, есть ли у животного самосознание, отделяет ли оно свое «я» от окружающего мира, чаще всего проверяют, узнает ли оно себя в зеркале. И теперь к скромному списку животных, потенциально способных пройти зеркальный тест, добавились дикие пингвины Адели, живущие в Антарктиде.

Пингвин Адели пристально рассматривает себя в отражении / © 10.1101/2022.11.04.515260 / Автор: Сергей Данилов

Самосознание, то есть сознание субъектом самого себя, в отличие от других окружающих объектов, редко встречается в животном мире. Чаще всего для выявления способностей вида к самосознанию ученые используют зеркальный тест, при котором на тело животного незаметно наносят яркую метку (чаще всего краской), располагающуюся так, что увидеть ее можно только в зеркале. После этого ученые предоставляют животному зеркальную поверхность и следят за его поведением.

Даже маленькие дети не могут пройти зеркальный тест примерно до полуторалетнего возраста, а среди млекопитающих успешно справляются с ним некоторые обезьяны, слоны, дельфины и свиньи, среди птиц — вороны, сороки и голуби. Любопытно, что те виды, которые мы считаем очень «умными» (например, собаки и новокаледонские вороны), могут не распознавать себя в зеркале, хотя способности к самосознанию присутствуют даже у некоторых рыб и насекомых.

Чтобы выяснить, способны ли распознавать себя в зеркале пингвины, индийские ученые отправились на группу островов в восточной части Антарктиды, чтобы провести четыре эксперимента с дикими пингвинами Адели. Во время экспериментов птицы встречались с зеркалами в самых разных ситуациях: исследователи просто ставили зеркала на землю, помещали внутрь картонного загона, наклеивали на них наклейки, имитирующие взгляд другого пингвина, и надевали на подопытных животных специальные нагрудники, заменявшие им метки краской.

Наиболее любопытны оказались результаты эксперимента, в котором птицы заходили в загон из картона, где в дальнем конце находилось зеркало. Добравшись до зеркала, пингвины вели себя так, словно изучали самих себя в отражении, поворачивая голову и хлопая крыльями. Однако они никак не отреагировали, увидев себя в нагруднике, а при встрече с зеркалом с наклейками волновались и активно пытались их снять.

Иными словами, результаты исследования пока неоднозначны. Тем не менее поведение пингвинов перед зеркалом и, более того, отсутствие у них особой реакции на случайно увиденное отражение (многие животные сразу «заваливают» тест, когда начинают вести себя с отражением как с сородичем) предполагают, что у этих птиц присутствуют зачатки самосознания.

Исследование опубликовано на сервере препринтов bioRxiv.