Пальцы денисовцев оказались не похожи на неандертальские — Naked Science
05.09.2019

Пальцы денисовцев оказались не похожи на неандертальские

Первый анализ морфологии фаланги мизинца денисовского человека преподнес сюрприз: ее анатомия оказалась похожей на нашу, а не на пальцы более близких денисовцам неандертальцев.

denisova0

Не так давно, в 2000-х, археологи, работавшие в алтайской Денисовой пещере, обнаружили фрагмент фаланги пальца, датированный возрастом около 50 тысяч лет. Из него удалось выделить и секвенировать ДНК. Находка оказалась первым свидетельством существования прежде неизвестного вида людей — денисовцев. Некогда они населяли обширные пространства Азии, живя бок о бок и с неандертальцами, и с нашими прямыми предками. Как и неандертальцы, денисовцы скрещивались с сапиенсами, оставив свой след в геноме множества современных людей.

К настоящему времени известно пять образцов, которые относят к денисовскому человеку: к кончику мизинца добавились пара зубов, фрагменты черепа и челюсти. Однако сам палец был разделен на части для проведения двух независимых анализов ДНК в США и Германии. Детальной его модели не сохранили, а на основании отдельных кусочков нельзя было сделать точных выводов об анатомии денисовской кости. Лишь теперь ученым удалось собрать сохранившиеся разрозненные данные и получить трехмерную модель фаланги Denisova 3. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Science Advances. А вместе они уже позволяют рассмотреть морфологию пальца и сделать некоторые интересные выводы.

Авторы статьи, в числе которых — и глава новосибирского Института археологии и этнографии, первооткрыватель денисовцев академик Анатолий Деревянко, — отмечают, что палец принадлежал девочке-подростку 13-14 лет: кончик фаланги (эпифиз) у нее еще не полностью сросся со средней частью. Анатомически палец оказался ближе к древним (и современным) сапиенсам, а не к неандертальцам, фаланги которых заметно длиннее и имеют более широкие концы.

Это довольно неожиданный вывод, поскольку генетически денисовцы ближе именно к ним, да и ранее изученный фрагмент челюсти демонстрирует целый ряд неандертальских черт. Похоже, эти различия денисовцев и неандертальцев развились после расхождения их от общего предка. По данным генетики, это произошло около 410 тысяч лет назад, и с тех пор пока неясные особенности климата, питания и других условий жизни привели к накоплению различий в морфологии костей.