Островная лисица пролила свет на эволюцию «хоббитов» — Naked Science

Островная лисица пролила свет на эволюцию «хоббитов»

4.3

Споры о Homo floresiensis — карликового вида людей, останки которых нашли на индонезийском острове Флорес — не утихают с момента их обнаружения. Исследовательская работа, посвященная островному виду лисиц, приводит новые доказательства того, что «хоббиты» — не результат генетической патологии, а отдельный адаптированный вид Homo.

Реконструкция человека флоресского / ©Getty images

Работа опубликована в Journal of Human Evolution. Останки человека флоресского (Homo floresiensis) обнаружили на острове Флорес (Индонезия) еще в 2003 году. Из-за маленького роста (около метра) и небольшого мозга (400 кубических сантиметров, что в три раза меньше объема мозга современного человека и приближается к параметрам австралопитеков и шимпанзе) этих представителей рода «Люди» назвали «хоббитами», в честь героев вселенной Джона Р. Р. Толкина.

Несмотря на небольшой мозг, в пещере вместе с останками «хоббитов» нашли примитивные орудия труда, обожженные кости животных и другие следы материальной культуры. Этот факт вызвал волну скепсиса в научном сообществе: многие ученые до сих пор сомневаются, что «люди» с таким размером мозга были способны изготовить подобные инструменты.

Они предположили, что флорессцы — результат какой-то неизвестной генетической патологии вроде микроцефалии или синдрома Ларона. Подобные патологии могли даже закрепиться в группе, в результате чего заболевание передавалось потомкам и стало характерной чертой всей популяции.

В этом случае наличие примитивной культуры у них вполне закономерно. Остальные ученые предполагают, что Homo floresiensis — потомки питекантропов (с куда большим ростом и мозгом), которые попали на «райский» остров и при отсутствии хищников и обилия пищи деградировали фактически до уровня австралопитеков, но продолжали изготавливать примитивные орудия труда.

Антрополог из Университета Миссури (США) Коллин Б. Янг провела собственный анализ, но не «хоббитов», а скелета лисицы, обитающей на Нормандских островах, и ее материковой родственницы — серой лисы. Он показал, что после того, как лисица переселилась на острова, размеры ее тела уменьшились примерно на 30 процентов.

Кости лисиц, использованные в исследовании / ©phys.org

Это, впрочем, не новость: островная карликовость, как и гигантизм, известны для многих видов млекопитающих. На том же острове Флорес, к примеру, обнаружили останки карликовых слонов. Однако Коллин Б. Янг показала, что дело не только в уменьшении размеров тела, но и в изменении его пропорций, строения и геометрии. От этого зависит и функционирование животных. На основании своих выводов исследовательница предполагает, что «хоббиты» действительно могли быть специфической островной формой, а не результатом патологии.