10.03.2023
1 966

Ученые предположили, что островным видам грозит вымирание

4.8

Исследователи из Германии пришли к выводу, что животные-эндемики, обитающие на островах, гораздо больше рискуют исчезнуть, чем их материковые собратья. Немаловажную роль в этом играет антропогенный фактор.

Карликовый мамонт и сардинская гигантская выдра / ©Питер Шаутен / studioschouten.com.au / phys.org

Острова, как известно, считаются своего рода «лабораториями эволюции»: там развиваются наиболее уникальные виды живых организмов — карлики и гиганты. И те, и другие эволюционируют в условиях замкнутой экосистемы острова, поэтому приобретают специфические черты. Они становятся не похожими на сородичей, обитающих на материке.

Это, например, касается вымерших животных, таких как карликовые мамонт и гиппопотам или сардинская гигантская выдра. На островах мелкие виды, как правило, становятся крупнее, а большие — наоборот, мельчают. Островные причуды эволюции коснулись в свое время, вероятно, даже наших родственников — Homo floresiensis, вида карликовых людей, обитавших на острове Флорес в Индонезии, прозванных за свой малый рост хоббитами.

Ученые из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия и Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге (Германия) подробно изучили такие виды. Авторы работы, опубликованной в журнале Science, оценили эволюцию размеров тела у островных млекопитающих, объединив данные о 1231 существующем и 350 вымерших видах с 182 островов (в том числе позже ставших частью материка) по всему миру за последние 23 миллиона лет.

Исследователи показали, что те виды, которые в процессе островной эволюции значительно изменили размеры своего тела, с большей вероятностью подвергались угрозе вымирания. Впрочем, для гигантских видов риск исчезновения оказался более высоким, чем для карликов.

Ученым удалось выявить и дополнительный фактор, способствующий вымиранию, — антропогенный. Исследователи обнаружили четкую корреляцию между исчезновением островных видов и приходом на эти территории людей. Если на острова приходили сапиенсы, темпы вымирания эндемичных млекопитающих там увеличивалось более чем в 10 раз.

Тем не менее ученые не исключают, что в этих процессах сыграли роль и какие-то экологические факторы — например, изменение климата. Сильно изменившиеся островные виды в принципе сильнее подвержены исчезновению, чем более «устоявшиеся» материковые, поэтому и нынешним животным-эндемикам, по мнению исследователей, угрожает такая опасность. Тем более что многие из них уже находятся на грани вымирания.