Найденные древние останки миксины помогли точнее определить ее эволюционное развитие

Окаменелость, возраст которой — 100 миллионов лет, поможет ответить на вопросы о том, когда эти древние, не имеющие челюсти рыбы отошли от линии, которая породила современных челюстных позвоночных, включая костистых рыб и людей.

fossilizedsl

Палеонтологи из Чикагского университета обнаружили первое детальное ископаемое миксины— семейства бесчелюстных типа хордовых, которые внешним видом напоминают угря. У окаменелости, названной Tethymyxine tapirostrum, исследователи нашли несколько отличий от современных миксиновых. Найденное ископаемое имеет вытянутый носовой вырост и такой же хвостовой плавник, в отличие от скругленного, которым обладают современные миксины. Ученые зафиксировали восемь пар жаберных мешков и 133 слизистые железы, которые отпечатались в известняке. Кроме того, в отличие от современных представителей этого вида, хрящики усиков их древних предков не выходили за пределы носового выроста.

Особенности строения найденного животного позволили ученым заключить, что они находятся в ближайшем родстве с миногами — до сих пор этой догадке не находилось реальных доказательств. Tethymyxine tapirostrum представляет собой 12-дюймовую рыбу, заточенную в плите известняка мелового периода из Ливана. Эта находка заполняет пробел в 100 миллионов лет и доказывает, что миксиновые более тесно связаны с кровососущей миногой, чем с другими рыбами. Это означает, что и миксиновые, и миноги приобрели современный внешний вид и особую систему питания после того, как отошли от остальной линии позвоночных около 500 миллионов лет назад.

«Эта находка позволит внести серьезные изменения в генеалогическое древо всех рыб и их потомков и поможет нам установить эволюционную дату приобретения уникальных признаков, которые отличают миксиновых от всех других животных», — утверждает руководитель исследования Тецуто Мияшита (Tetsuto Miyashita). Результаты самой работы опубликованы в журнале PNAS.

Результаты синхротронного сканирования Tethymyxine tapirostrum, которое выявило признаки кератина, которые указывают на серию вырабатывающих слизь желез вдоль тела животного / © Tetsuto Miyashita, University of Chicago

Современные миксины известны своим необычным и весьма неприятным внешним видом, а также уникальным защитным механизмом. У них нет глаз, челюстей или зубов, которыми они могли бы кусать добычу, поэтому вместо этого они используют очень острый орган, напоминающий язык, с помощью которого стирают плоть с мертвой рыбы и китов на дне океана. Защищаясь от хищников, они способны мгновенно выпустить в окружающую воду облако слизи, забив жабры врага. Это умение и помогло Мияшите в его работе: он использовал технологию визуализации, называемую синхротронным сканированием, в Стэнфордском университете, чтобы идентифицировать химические следы мягких тканей, которые остались в известняке, когда миксина превратилась в окаменелость. Эти мягкие ткани сохраняются довольно редко, поэтому у ученых не так много примеров для изучения древних предков миксин.

Сканирование выявило кератин — материал, который входит в состав ногтей и волос человека. Кератин, как выяснилось, играл важную роль в защитном механизме миксин: эти животные имеют ряд желез вдоль своего тела, которые производят плотно свернутые кератиновые волокна, обмазанные слизью. Когда они попадают в морскую воду, волокна взрываются и задерживают воду внутри, превращая ее в удушающую хищника субстанцию. Эти волокна настолько прочны, что при высыхании напоминают шелковые нити, а потому их даже изучают в качестве возможных биосинтетических волокон для изготовления одежды и других материалов.

Находка Tethymyxine tapirostrum предлагает новую гипотезу о строении генеалогического древа позвоночных / © Tetsuto Miyashita, University of Chicago

В последние несколько лет палеонтологи все чаще используют сложные методы визуализации, однако это исследование стало одним из немногих, где использовали синхротронное сканирование для идентификации химических элементов в ископаемых. Мияшита считает, что этот метод также может быть полезным при выявлении подлинности образца. Любая попытка подделать древние окаменелости оставляет на объекте химические следы, которые при синхротронном сканировании светятся, как новогодние украшения.