19.01.2016
Редакция Naked Science

Слизь поможет в разработке нового поколения гидрогелей

Слизь, которую синтезируют и секретируют морские миксины, демонстрирует поразительные способности к абсорбции. Им она помогает защищаться при нападении – а нам, возможно, позволит создать новые материалы, которые найдут применение в медицине, фармакологии и многих других областях.

hagfish_1024

Атлантическая миксина (Myxine glutinosa) – существо довольно противное на вид, похожее на скользкого угря. Атакованная хищником, она выделяет большие количества невероятно скользкой слизи. Впрочем, дело не в ее скользкости: эта липкая масса может быть смертельна для нападающего. За доли секунды белковые нити слипаются, формируя вокруг миксины защитную оболочку, которая тут же быстро абсорбирует большие количества воды, нередко приводя к тому, что морской хищник просто задыхается в ней.

Швейцарский ученый Симон Кустер (Simon Kuster) увидел эту историю в документальном фильме и был просто поражен. Такие гидрогели являются одной из «горячих тем» в современной науке о материалах. Их способность набирать и удерживать большие количества воды считается незаменимой для целого ряда полезных приложений. «Как химик, я мог лишь пожать плечами, не представляя, ни из чего эта слизь состоит, ни какие факторы помогают ей так быстро впитывать такие огромные количества воды», – говорит Кустер. А затем он приступил к работе.

Оказалось, что структурно эта слизь состоит из двух ключевых компонентов. Во-первых, это длинные белковые нити, достигающие 15–30 см и напоминающие нити паутины, столь же стойкие к разрыву. Во-вторых, это гликопротеины муцины, которые являются основным компонентом слизистых секретов большинства животных, в том числе и человека. Выделенные миксиной, они быстро формируют «протеиновую матрицу», которая превращает окружающую воду в опасный для нападающего гель.

Это пока что все результаты, о которых сообщают авторы. Им еще предстоит выяснить многие детали строения и действия слизи миксин, а уже затем перенести эти принципы на искусственно созданные полимеры. Ну а мы добавим, что работа проводится в Норвегии, где ученым удалось получить специальное разрешение на вылов и бережное содержание миксин в аквариуме. «Перевозка вызвала бы у них слишком сильный стресс, – говорит один из соавторов работы. – Они бы выделяли слизь во время всей поездки, так что в итоге сами задохнулись бы в ней».

Ученые из США и Великобритании считают, что после падения астероида, уничтожившего динозаров, предки приматов слезли с деревьев. По мнению исследователей, это помогло им выжить.

Deep Blue Aerospace испытала прототип своей перспективной многоразовой ракеты Nebula-M1. Аппарат достиг высоты 100 метров и успешно вернулся обратно.