Как появились кости — Naked Science

Как появились кости

Расшифровка генома химеры проливает свет на эволюцию позвоночных.

Elephant_shark_melb_aquarium

Забавная на вид австралийская рыба Callorhinchus milii стала недавно самой простой из челюстноротых позвоночных, геном которой удалось установить ученым. Они надеются, что эта последовательность ДНК поможет объяснить, почему у хрящевых рыб так и не появилось костей, как они развивались у людей и других позвоночных.

Представители Callorhinchus milii относятся к примитивной группе хрящевых рыб ? химерообразных, близких к акулам и скатам. Патрулируя морское дно близ берегов Австралии и Новой Зеландии, они используют свой исключительно редкостный «нос» для поиска и добычи ракушек, скрывающихся в песке. На спинном плавнике у них имеется внушительный острейший шип, которым они способны защищаться от хищников, но для людей эти химеры вполне безопасны.

В качестве объекта для установления последовательности ДНК эта рыба была выбрана еще шесть лет назад ? просто потому, что геном ее совсем невелик, втрое меньше, чем человеческий. Но химера интересует генетиков еще и потому, что она является одной из древнейших челюстноротых позвоночных и мало изменилась за последние 420 млн лет, когда появились первые костные рыбы. Результаты этой работы ученые опубликовали на днях.

Стоит пояснить, что к настоящему моменту установлены геномы восьми видов костных рыб и двух бесчелюстных позвоночных ? миног. Акулы, скаты и химеры относятся к своей отдельной группе хрящевых рыб: скелет их построен не из костной, а из сравнительно мягкой хрящевой ткани. Хотя в целом ученым известны гены, участвующие в формировании костей, до сих пор до конца непонятно, то ли акулы почему-то потеряли эту способность в прошлом, то ли никогда ее не имели. Верней, имели в ограниченном количестве: костная ткань составляет акульи зубы и каркас хвостового плавника.

Секвенирование показало, что члены этой группы рыб не имеют генов определенной группы, которые регулируют процесс превращения хрящевой ткани в костную. В самом деле, когда ученые «отключили» один из этих генов у обычной костной рыбы данио, она потеряла способность формировать кости.

Известный шведский производитель автобусов и грузовых автомобилей, компания Scania, представил полностью автономный грузовой автомобиль. У Scania уже были самодвижущиеся грузовики, однако до сих пор в них было место для водителя, который мог при необходимости брать управление на себя. Scania AXL не имеет кабины – и это совершенно другой подход к созданию автономного транспорта.