В останках древнего планктона обнаружены уникальные образцы щетинкочелюстных — Naked Science

В останках древнего планктона обнаружены уникальные образцы щетинкочелюстных

Палеонтологи изучили редчайшие образцы древних щетинкочелюстных: полмиллиарда лет назад эти планктонные животные были намного крупнее и только начали отращивать зубы.

090217_notebook_introducing_main

Стреловидные, похожие на круглых червей, щетинкочелюстные животные – примитивные и древние представители планктона, у которых под кожной складкой на голове скрываются ротовые щетинки, хватающие добычу. Несмотря на невеликое разнообразие современных видов – их насчитывается порядка сотни, – они очень многочисленны и играют огромную роль в экологии океанского планктона, а в результате – и всей нашей планеты.

Внешнее сходство с червями не должно обманывать: щетинкочелюстные с ними не так и близки, они составляют отдельный тип, наравне с нематодами, членистоногими или хордовыми. Из-за микроскопических размеров и мягкого, лишенного скелета, тела они не окаменевают и плохо сохраняются в палеонтологической летописи, поэтому эволюционная предыстория щетинкочелюстных мало изучена.

Однако в свежем номере журнала Current Biology появилась статья, в которой Дерек Бриггс (Derek Briggs) и Жан-Бернар Кэрон (Jean-Bernard Caron) сообщают о новых находках, сделанных в сланцевых отложениях Бёрджес на западе Канады. Здесь ученым удалось обнаружить отпечатки и описать почти полсотни видов микроскопических животных, живших около 500 млн лет назад. Среди них – и родственник щетинкочелюстного Capinatator praetermissus, процветающего сегодня. Авторы сумели найти редчайшие образцы, сохранившие даже следы мягких тканей.

Они показали, что предки современных щетинкочелюстных были заметно больше – до 10 см – и не имели зубов, которые их нынешним потомкам помогают перемалывать добычу. По-видимому, эту роль у них играли дополнительные ротовые щетинки, более короткие, которых нет у их сегодняшних потомков. Общее число щетинок у них было примерно вдвое больше, чем сейчас: около 50.