Ученые раскрыли секрет движения медуз
04.11.2015

Ученые раскрыли секрет движения медуз

Долгое время в науке считалось, что для плавания, бега или полета человеку, рыбам, птицам и прочей живности необходимо от чего-то отталкиваться, будь то земля, вода или воздух. Изучение медуз и миног показало, что из правил бывают исключения.

4806542941_2b424180de_b

Как сообщает Agence France Presse, результаты исследования накануне были опубликованы в научном журнале Nature Communications. Согласно выводам ученых, медузы и миноги, используя воду, не отталкиваются от нее и не выталкивают ее, а наоборот, «тянут» благодаря воде себя вперед, создавая перед собой область низкого давления. «Область низкого давления создается прямо у «верхушки» зонтикообразного тела медузы. Что существенно отличается от наших прежних представлений о ее динамике, включавших выброс воды в противоположном вектору движения направлении», – пояснил один из авторов исследования Джон Дабири из Университета Стэнфорда.

Свой эксперимент ученые проводили в большом аквариуме, в котором, кроме медуз, находилось много стеклянных шариков. Во время движения медуз шарики показывали исследователям ход движения водяных потоков. Все это записывалось на видео и затем обрабатывалось с помощью специальной компьютерной программы, параллельно измерявшей давление в воде.

По словам ученых, открытие в корне изменит подход к эффективному строительству подводных лодок, которое ранее базировалось на принципах использования высокого давления. Теперь же техники будут изучать низкое давление, поскольку медузы в подводном движении – не в скорости плавания, а в энергоэффективности – считаются признанным «авторитетом». «Если всасывающий воду механизм, обнаруженный у медуз, можно будет перевести на машины, это сможет обеспечить значительную экономию энергии», – считает Джон Дабири. При этом ученый отметил, что области низкого давления можно создавать не только «всасыванием» воды, но и, к примеру, вращением тела или объекта.