15.05.2023
1 726

Линии электропередач мешают пчелам работать

5.1

Провода высоковольтных ЛЭП окружены электромагнитными полями, которые оказывают заметное влияние на состояние и поведение пчел. Биологи показали, что поблизости от таких линий насекомые испытывают стресс и хуже опыляют растения.

©stanze, Flickr / Автор: Regulus Tremerus

Специальные рецепторы позволяют пчелам чувствовать естественные электромагнитные поля, используя их для ориентации и навигации в полете. Но и люди создают такие поля: они окружают любой провод, по которому течет электричество, и если токи достаточно сильны, поля могут оказывать заметное влияние на поведение пчел. Так, уже показано, что поблизости от высоковольтных линий эти насекомые становятся агрессивными и нередко сбиваются с пути.

Новое исследование чилийских биологов продемонстрировало, что ЛЭП мешают пчелам выполнять их главную для природы функцию — опылять цветковые растения. Об этом рассказывается в статье Габриэля Баллестероса (Gabriel Ballesteros) и его коллег из Университета Талька, опубликованной в журнале Science Advances.

Для начала ученые провели эксперименты в лаборатории. Сотню медоносных пчел (Apis mellifera) в течение трех минут подвергали воздействию электромагнитных полей, создаваемых высоковольтными токами разной силы. Исследователи выяснили, что при повышении энергии поля у насекомых заметно — до 50 процентов — усиливается синтез белков теплового шока, а это служит важным показателем стрессового воздействия на клетки. Кроме того, у таких пчел снижается активность генов, вовлеченных в работу навигации и памяти.

Биологи также провели полевые исследования в чилийской провинции Линарес, сравнив популяции пчел, живущих около ЛЭП и в отдалении от них. Снова выяснилось, что в присутствии интенсивных электромагнитных полей синтез белков теплового шока у насекомых был намного выше. Вдобавок пчелы втрое реже посещали цветы эшшольции (Eschscholzia californica), растущие рядом с ЛЭП, чем те же растения, расположенные далеко от электропроводящих линий.

Авторы отметили, что этим негативные эффекты антропогенных электромагнитных полей на пчел вряд ли полностью исчерпываются. Сегодня их источниками выступают не только высоковольтные линии ЛЭП, но и базовые станции сотовой связи, и даже обычные смартфоны в моменты активной передачи данных. Так что в реальности насекомые часто подвергаются одновременному воздействию целого набора искусственных полей, что может усиливать их влияние.