11.04.2019
Редакция Naked Science
17 312

Китайские ученые получили ГМ-макак с «получеловеческим» мозгом

Внесение в ДНК макак гена, который определяет рост крупного человеческого мозга, сделало их более сообразительными.

monkey0

Мутации в гене микроцефалина (MCPH1) вызывают микроцефалию, откуда он и получил свое название. MCPH1 исключительно важен для нормального развития у людей крупного и сложного мозга. Бин Су (Bing Su) и его коллеги из Куньминского института зоологии внедрили человеческий ген микроцефалина в эмбрионы макак-резусов. В статье, опубликованной в журнале National Science Review, они сообщают, что полученные таким образом ГМ-животные демонстрировали улучшенную скорость реакции и память.

Стоит отметить, что главной целью исследований лаборатории Бин Су остаются «жемчужины человеческого генома» — те его редчайшие участки, которые и делают нас людьми. В числе их можно назвать FOXP2, который играет определяющую роль в речевых способностях, и MCPH1, связанный с увеличением объема мозга. Несмотря на поразительную генетическую близость людей с другими приматами, последовательности этих генов у нас заметно отличаются. Чтобы проверить, как влияет человеческая форма MCPH1 на развитие мозга, Бин Су с соавторами и решились на довольно сомнительные в этическом плане эксперименты.

Используя вирус в качестве вектора — переносчика целевого гена, ученым удалось внести MCPH1 в геном эмбрионов макак-резусов. Были получены восемь трансгенных животных первого поколения и три — второго. Развитие мозга ГМ-приматов, действительно, во многом «очеловечилось» и демонстрировало неотению, замедленный рост, свойственный людям. Кроме того, такие обезьяны показали улучшенные результаты в тестах на кратковременную память и скорость реакции.

Едва ли удивительно, что опубликованная совсем недавно работа уже успела вызвать массу негативных отзывов западных ученых. «Скользкой дорожкой» назвал ее генетик из Колорадского университета Джеймс Сикела (James Sikela): «Пугает, что область устремляется по этому пути», — сказал он, комментируя исследование для MIT Technology Review. Напомним, не так давно аналогичную реакцию вызвала и другая работа китайских ученых, связанная с генетической модификацией приматов.