В Китае родилось пять клонов макаки с измененными генами

В Китае родилось пять клонов макаки с измененными генами

Таким образом ученые планируют исследовать генетические заболевания.

В журнале National Science Review вышло сразу две статьи, посвященные работе с геномом обезьян. Первая описывает поведение генетически модифицированных макак с фенотипом нарушения циркадного ритма. Вторая посвящена успешному клонированию этих приматов. Авторами обеих статьей выступили сотрудники Института неврологии Китайской академии наук.

В начале прошлого года китайские ученые впервые сообщили об успешном клонировании обезьян по методу овечки Долли. Детенышей назвали Чжун Чжун и Хуа Хуа. Суть метода заключалась в следующем: ученые брали яйцеклетку обезьяны, вынимали из нее ядро и заменяли его ядром соматической клетки. Реконструированный ооцит развивали в эмбрион, который затем подсаживался суррогатной матери. В дальнейшем та рожала клонов. Последние исследования использовали ту же технологию.

Перед этой процедурой ученые вывели генетически модифицированных макак. С помощью инструмента редактирования генов CRISPR-Cas9 они блокировали экспрессию гена BMAL1 на стадии эмбриона. Этот ген — основной регулятор циркадных ритмов. Его деактивация приводит к нарушению циклов сна и бодрствования. После рождения такие обезьяны проявляли целый спектр расстройств, вызванных нарушениями ритмов. Среди них — сокращение сна, повышенная активность в ночное время, обостренная тревожность, депрессия и даже поведение, напоминающее шизофреническое.

Клоны / ©Science China Press

Затем при помощи уже отработанной технологии исследователи клонировали одну из этих обезьян. Из 325 эмбрионов получилось лишь пять клонов. В последующем их используют для исследования генетических недугов. Подробнее о планах рассказал первый автор работы Цян Сунь (Qiang Sun):

«Наш подход заключается в том, чтобы отредактировать гены оплодотворенных эмбрионов, — это помогает создать группу модифицированных обезьян. Затем мы выбираем одну обезьяну, которая демонстрирует наиболее тяжелые фенотипы заболевания и имеет нужную нам структуру генов. Она служит донором для клонирования. Мы считаем, что такой подход с клонированием отредактированных обезьян поможет в создании множества моделей генетических заболеваний, а также расстройств иммунной системы и рака».

Уже в ближайшие годы авторы планируют значительно увеличить число клонов макак, несущих разные фенотипы заболеваний. Они отмечают, что такая методика позволит реже прибегать к использованию естественно рожденных обезьян в экспериментах.

Ранее мы рассказывали, как можно получить клона своего питомца: в какую клинику обратиться и сколько это будет стоить.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.