Кальмары оказались способны к сложным коммуникациям за счет пигментных клеток с подсветкой

4.7

Зоологи обнаружили, что цветовые сигналы, которыми общаются глубоководные кальмары, отличаются высокой сложностью, а для большей надежности коммуникаций дополняются клетками «подсветки».

©Monterey Bay Aquarium

Крупные, подвижные кальмары Гумбольдта (Dosidicus gigas) — одни из главных хищников темных глубин океана, преследующие рыбу и других животных на сотнях метров ниже поверхности. Как и все их родственники, они способны менять окраску тела, причем с такими деталями и скоростью, что часто эти мигания неразличимы для нашего глаза.

Ученые давно предполагают, что подобный механизм кальмары используют для коммуникаций друг с другом. Эти высоко социальные моллюски действительно живут и охотятся достаточно многочисленными стаями, а свет позволяет им координировать движения и поведение во мраке морских глубин. Такую форму коммуникаций применяют многие глубоководные животные, хотя их сигналы не отличаются большой сложностью.

Цветовые паттерны кальмаров, которые удается наблюдать в естественных условиях с помощью беспилотных подводных аппаратов, демонстрируют более разнообразный репертуар. Они указывают не просто вид и пол особи или ее готовность к размножению, но могут сигнализировать о состоянии головоногого, его занятии и намерениях. Сложный характер этих коммуникаций раскрывается в новой статье, опубликованной в журнале PNAS.

Работающие в Океанариуме Монтерей-Бей зоологи Бенджамин Барфорд (Benjamin Burford) и Брюс Робинсон (Bruce Robison) использовали подводные дроны для наблюдения за 30 кальмарами Гумбольдта, живущими в океане у побережья Калифорнии, на глубине от 260 до 850 метров. Ученые фиксировали не только световые паттерны, но и обстановку, в которой они проявлялись, включая характер текущих действий кальмара и присутствие поблизости сородичей.

По словам исследователей, животные демонстрировали огромное разнообразие сигналов, которые используются в различных обстоятельствах: одни для социальных взаимодействий, другие — при охоте. В частности, отмечено, что кальмары избегают гнаться за одной и той же добычей, успевая обменяться сигналами и «поделить» жертву, прежде чем начать преследование.

Ученые считают, что эти сигналы несут даже определенные признаки настоящего «языка», комбинируя различные характеристики световых паттернов для передачи различной информации. Например, набор цветов, связанный с охотой, может дополняться движениями ярких пятен в определенном направлении, говорящем о том, что хищник нашел жертву и начинает ее преследование. Впрочем, расшифровать этот «язык», видимо, еще предстоит.

Важным косвенным свидетельством, подтверждающим сложность и важность таких коммуникаций для кальмаров Гумбольдта, оказалась еще одна необычная адаптация. Барфорд и Робинсон показали, что клетки на теле моллюска образуют не только сигнальные цветные паттерны, но и «подсветку», чтобы те были лучше видимы в воде. Такие биолюминесцентные клетки расположены в более глубоких слоях кожи и были обнаружены учеными при анатомическом исследовании животных в лаборатории.