Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
8 ноября

Человек из Боксгроува оказался неандертальцем. Но не совсем

4.7

Ученые сравнили кости и зубы ранних людей Британии с окаменелостями неандертальцев с территории Северной Испании. Результат еще больше все запутал.

Древний обитатель Боксгроува в представлении художника / ©English Heritage/PA

Чуть менее 30 лет назад на юге Англии, близ деревни Боксгроув, археологи нашли кости ног и зубы раннего человека. Позже их датировали возрастом около 480 тысяч лет — и это самые древние останки Homo в Британии.

Другие находки, сделанные в Боксгроуве, также показали, что жившие там люди охотились на лошадей, оленей и носорогов и разделывали их. Каменные орудия, которыми пользовались эти ранние британцы, ученые отнесли к ашельской культуре.

Берцовая кость, найденная в Боксгроуве / ©wikipedia.org

Первоначально антропологи посчитали, что кости принадлежат виду Homo heidelbergensis, человеку гейдельбергскому. Но чуть позже появилась гипотеза, согласно которой жители Боксгроува относились к группе ранних неандертальцев — ближайших родственников и соперников Homo sapiens. Впрочем, стоит учитывать, что некоторые ученые считают разделительную линию между гейдельбергцами и неандертальцами не вполне четкой, во многом условной.

Чтобы решить этот вопрос, исследователи из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) совместно с их испанскими коллегами сравнили кости и зубы из Боксгроува с окаменелостями из Ла-Сима-де-лос-Уэсос, пещеры на севере Испании.

Ла-Сима — одно из самых богатых мест обнаружения древних останков Homo в мире. Кости примерно 30 человек извлекли из шахты глубиной более 15 метров. Когда их нашли, антропологи предположили, что яма использовалась как место захоронения. Более поздние исследования выявили значительное количество повреждений черепа. Некоторых из тех, чьи останки оказались там, по-видимому, намеренно убили, а затем сбросили в яму.

По их костям и ДНК ученые определили, что это были ранние неандертальцы Возраст окаменелостей — около 430 тысяч лет, что на 50 тысяч лет меньше датировки костей и зубов из Боксгроува.

Череп из Ла-Симы-де-лос-Уэсос. Ученые до сих пор не сошлись во мнении, кем был его хозяин: неандертальцем или гейдельбергским человеком / ©wikipedia.org

Поэтому британские и испанские ученые, включая Хуана Луиса Арсуагу, который руководил первоначальными раскопками в Ла-Симе, предположили, что люди из Боксгроува имели общие черты с неандертальцами с Пиренеев. «Мы надеялись обнаружить, что кости и зубы вместе скажут нам, что это один и тот же вид, или продемонстрируют, что они были совершенно разными», — сказал Мэтт Поуп из Университетского колледжа Лондона.

Неожиданно выяснилось, что ни один из этих сценариев не соответствует имеющимся данным. Зубы людей из Боксгроува и жителей Ла-Симы оказались очень похожими, что дало надежду на установление связи между двумя популяциями. Но когда берцовую кость ноги из Боксгроува сравнили с аналогичными костями из Ла-Симы, стало понятно, что они совершенно разные. Берцовая кость из Боксгроува отличалась по форме от костей из Ла-Симы: она не только намного прочнее, но и имеет другую форму.

Самый важный вопрос теперь: принадлежали ли зубы и берцовая кость из Боксгроува представителю одного вида Homo? Находки были сделаны в разных слоях, хотя и датированы примерно одним временем. Тем не менее можно предположить, что в одном и том же месте (и в одно и то же время) на юге современной Англии жили две популяции людей: неандертальцы, похожие на обитателей Ла-Симы, и Homo heidelbergensis. Эта гипотеза выглядит более осмысленной, чем предположение о существовании некоей третьей популяции — с зубами неандертальцев, но с другими костями.

Итак, попытка разгадать загадку только еще больше все запутала. Тем не менее британские антропологи, проводившие анализ, считают очень важным результатом то, что они доказали сходство зубов людей из Ла-Симы и Боксгроува — хотя их разделяли 50 тысяч лет и тысяча километров.