21.07.2020
11 002

Испарение мочи позволяет клещам бороться с перегревом

4.5

Резкий приток горячей крови опасен для холоднокровных клещей, и они выработали целый ряд механизмов защиты; одним из способов борьбы с перегревом оказалось мочеиспускание: испаряясь, моча остужает тело не хуже пота.

©InfraVec2

Множество клещей питаются кровью теплокровных животных, что создает для них отдельную проблему. Резкое повышение температуры тела могло бы вызывать самые разнообразные проблемы, если бы эти паразиты не нашли способы бороться с ним. Механизмы тепловой защиты кровососущих членистоногих исследует команда Клаудио Лаззари (Claudio Lazzari) из французского Университета Тур.

Ученые уже показали, что наполнение свежей горячей кровью стимулирует выработку белков теплового шока, которые защищают клетки от стрессового повреждения. А в новой работе Лаззари и его коллеги сообщают о другом, куда менее аппетитном способе, который применяют некоторые клещи для борьбы с температурой. Их статья представлена в открытой онлайн-библиотеке препринтов BioRxiv.

Авторы наблюдали за распространенными в Южной Америке аргасовыми клещами Ornithodoros rostratus, которые питаются кровью млекопитающих, в том числе человека. Ученые давали им кусать лабораторных мышей, следя за температурой тела паразитов с помощью инфракрасного тепловизора. Как и можно было ожидать, сперва поступление горячей крови вызывало резкое нагревание, но затем рост температуры останавливался: она даже быстро падала, в среднем на 3 °С. Под клещом скапливалась жидкость, выброшенная через специальные железы у основания ножек, — моча.

В отличие от многих других клещей, поверхность Ornithodoros не ровная, а усеяна множеством складок и вмятин. Капнув им на спинку флуоресцирующий раствор, ученые заметили, что он не стекает, а быстро распределяется по поверхности за счет капиллярных сил. Биологи считают, что то же происходит с мочой: она растекается по телу клеща, а затем испаряется, охлаждая его так же, как это происходит у нас при потении.

Заметим, что такой способ сдерживания температуры тела известен и у более «продвинутых» животных. Некоторые птицы для этого опорожняют мочевой пузырь прямо на собственные ноги. Но для аргасовых клещей этот метод особенно удобен, поскольку заодно позволяет избавиться от избытка воды, поступившей с кровью.