13.07.2022
Анна Новиковская
1 491

Шотландские лисицы дополняют рацион собачьими фекалиями

3.5

С точки зрения животных в поедании фекалий нет ничего особенного, но лисицы Шотландского нагорья превратили редкое явление в часть своего повседневного рациона. Ученые предполагают, что причина тому — калорийность, ведь по энергетической ценности экскременты собак не уступают обычной добыче лисиц.

Хотя обычно люди воспринимают лисиц и собак как злейших врагов, порой их взаимоотношения выходят за рамки привычных стереотипов / © thedodo.com / Автор: Euclio Drusus

Копрофагия, или поедание фекалий своего либо чужого вида, часто наблюдается у самых разных видов животных. Иногда это часть обычного пищевого поведения (например, слонята поедают экскременты матери, чтобы заселить свой кишечник полезными бактериями), но чаще всего объясняется недостатком каких-то питательных веществ в организме.

Теперь, возможно, у ученых появится третье объяснение этого феномена: животные едят экскременты, потому что те по калорийности не уступают «нормальной» добыче, но при этом не убегают и не прячутся. По крайней мере, именно так можно объяснить странные привычки шотландских лисиц, для которых собачьи фекалии стали привычной частью рациона.

Такой вывод исследователи сделали после изучения помета двух видов — рыжей лисицы и лесной куницы — методом ДНК-анализа, целью которого было выяснить соотношение добычи разных видов в рационе этих сосуществующих вместе хищников. К удивлению ученых, значительная часть идентифицированной ДНК в помете лисиц — около 40 процентов — принадлежала не диким грызунам и птицам, а домашней собаке, в то время как в фекалиях куницы эта ДНК практически отсутствовала.

Были рассмотрены разные причины этого феномена, в первую очередь связанные с несовершенством метода и путаницей между ДНК собак и лисиц (это родственные виды, поэтому их генетический материал довольно схож). Однако повторные прочтения ДНК-образцов, которые должны были точно отделить собак от лисиц, не дали такого результата. В конце концов ученые сделали вывод, что лисицы регулярно едят нечто, содержащее ДНК домашних псов.

Лисица легко приспосабливается к самым разным условиям и употребляет в пищу все, что только найдет / © naturettl.com

Такой источник в местах исследования был только один: собачьи фекалии. Изучив содержание калорий в этом, казалось бы, малоаппетитном источнике, ученые обнаружили, что в 100 граммах фекалий — почти 135 килокалорий, что сопоставимо с энергетической ценностью живых грызунов (137-170 килокалорий на 100 граммов живого веса). При этом за фекалиями не надо бегать, так что лисица тратит меньше энергии на добывание пищи и в итоге оказывается в выигрыше.

Теперь ученым предстоит понять, как подобное взаимодействие может повлиять на здоровье диких лисиц, ведь поедание собачьих фекалий не совсем безопасно из-за возможной передачи паразитов и болезней. Возможно, по результатам их исследований местному правительству придется ужесточить правила выгула собак и обязать владельцев убирать фекалии своих питомцев, чтобы лисицы за неимением альтернатив вернулись к своей обычной добыче.

Исследование опубликовано в журнале Ecology and Evolution.