4 августа
3 139

У дельфинов обнаружили эпизодическую память

4.5

Эпизодическая память — запоминание не только событий из прошлого, но и контекста самого события или других связанных с этим вещей — многие годы считалась исключительно человеческой прерогативой. Теперь выясняется, что эта способность есть у некоторых птиц, крыс, собак, а также дельфинов.

Одни из умнейших млекопитающих на планете — дельфины-афалины — оказались еще ближе к людям, чем мы думали / © krasivosti.pro

За последние годы вышло огромное число публикаций, доказывающих, что дельфины-афалины обладают поразительными способностями, очень напоминающими человеческие. Так, они используют особые свисты, аналогичные человеческим именам, и могут учиться у сородичей новым трюкам не ради каких-то преимуществ, а просто для забавы.

Теперь ученые обнаружили, что эти животные способны не просто запоминать события из прошлого, но и их последовательность, место, где они произошли, и связанные с этим эмоции, которые на момент запоминания не имеют особого значения. Иными словами, афалины — наряду с несколькими видами сухопутных животных — обладают эпизодической памятью, долгое время считавшейся доступной исключительно людям.

Чтобы понять это, ученые провели эксперимент с восемью дельфинами, которым предложили игру: в разных местах на краю круглого бассейна стояли люди, но только у одного в руках был мячик. Животному нужно было с первой попытки подплыть к нужному человеку и «попросить» игрушку.

Тренировки поделили на две части: менялись то люди, держащие мяч, то места, на которых они стояли. Затем игра усложнилась: теперь мячик был спрятан за спиной, так что дельфинам требовалось угадать нужного человека, покопавшись в памяти и вспомнив, где «держатель мяча» стоял в прошлый раз (вопрос «Где?») или, если люди занимали позиции на другой стороне бассейна, кем он был (вопрос «Кто?»).

Весь эксперимент занял два дня, и в тестовой фазе все восемь животных смогли правильно ответить на вопрос «Где?», а семь из восьми успешно ответили и на вопрос «Кто?». Иными словами, дельфины продемонстрировали, что не просто запоминают события из прошлого («Человек дал мне мяч»), но и сопутствующий контекст («Человек, стоящий на втором месте справа / Человек в красной рубашке дал мне мяч»).

Ученые обнаружили экзопланету HD 56414 b размером с Нептун, вращающуюся вокруг яркой звезды спектрального класса А, к которому принадлежат Сириус и Вега. HD 56414 b оказалась самой маленькой из известных планет, вращающихся вокруг настолько горячих звезд. Исследователи пришли к выводу, что, если бы она находилась чуть ближе к звезде, ее атмосфера испарилась бы под воздействием излучения, оставив лишь каменное ядро. Вероятно, вокруг звезд класса А вращается множество ядер подобных планет, которые невозможно обнаружить.

Анна Новиковская

Многие биологические виды, к сожалению, известны только по музейным экспонатам, но для некоторых из них остается надежда на повторное обнаружение. Теперь, воссоздав звучание стрекота 150-летнего предкузнечника, ученые надеются услышать его в природе.

11 августа
Анна Новиковская

Жизнь маленьких древесных обезьянок в тропических лесах Коста-Рики никогда не бывает простой, но все же у самок обыкновенных капуцинов есть секрет успешной жизни: иметь как можно больше подруг.

7 августа

9 августа

9 августа
Анна Новиковская

Долгое время никто точно не знал, спят ли пауки по ночам. Но теперь, проведя съемку детенышей прыгающих пауков, ученые смогли заметить их в состоянии, подозрительно похожем на быстрый сон птиц и млекопитающих.

2 августа