4 августа
3 431

Пониженная температура подавила рост рака

6.1

Международная команда ученых провела исследование на мышах и людях и выяснила, что пониженная температура помогает подавить рост раковых клеток.

Пониженная температура подавила рост рака / ©Getty images

Ученые из Каролинского института (Швеция) и Шаньдунского университета (Китай) провели два исследования, посвященных влиянию температуры на рост раковой опухоли. Результаты опубликовали в журнале Nature.

Команда сравнивала показатели роста опухоли и выживаемости у грызунов с различными типами рака, включая онкопатологию толстой кишки, молочной и поджелудочной желез, при воздействии холода и тепла.

Выяснилось, что у мышей, адаптированных к температуре в четыре градуса, опухоль росла значительно медленнее, а жили такие животные почти в два раза дольше, чем подопытные, которых поместили в условия проживания при температуре в 30 градусов. Чтобы узнать, по каким причинам это происходит, ученые проанализировали специальные маркеры клеточных реакций в тканях животных и использовали тесты визуализации для изучения метаболизма глюкозы. Дело в том, что раковым клеткам для роста обычно требуется большое количество глюкозы и сахара.

Авторы исследования пришли к выводу, что низкие температуры вызывают значительное поглощение глюкозы так называемой бурой жировой тканью, или бурым жиром — тем самым, что отвечает за поддержание тепла в организме. Поэтому раковым клеткам для роста попросту не хватало глюкозы.

Когда же из организма мышей удалили бурый жир, благотворный эффект воздействия холода на опухоль оказался почти полностью нивелирован: опухоль стала расти теми же темпами, что у мышей, живших в теплых условиях. Аналогичный эффект наблюдали у животных, которых поили напитком с высоким содержанием сахара: низкие температуры в этом случае больше не могли сдерживать рост патологии.

Кроме исследований на мышах, ученые провели работу с людьми. Для этого они отобрали шесть здоровых добровольцев и одного больного раком, проходившего курс химиотерапии. Используя позитронно-эмиссионную томографию, специалисты выявили значительное количество бурого жира, активированного в области шеи, позвоночника и груди у здоровых испытуемых, одетых в футболки и шорты и находившихся в комнате с температурой плюс 16 градусов шесть часов ежедневно в течение двух недель.

Пациент с раком тоже носил легкую одежду и проводил время в комнате с температурой в 22 градуса в течение недели, а затем — в комнате, где было плюс 28. Кстати, последний показатель температуры, как правило, считается самым комфортным для большинства неактивных людей. Как выяснилось, когда пациент проводил время в комнате с более низкой температурой, поглощение глюкозы его опухолью замедлялось, поскольку ее «поглощал» бурый жир. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что низкие температуры могут стать еще одним инструментом в борьбе с онкологическими заболеваниями.