Археологи выяснили подробности обработки съедобных растений в неолите — Naked Science
14 июля

Археологи выяснили подробности обработки съедобных растений в неолите

4.5

На основе уникального метода анализа микроскопических биологических остатков ученые смогли восстановить картину обработки диких и домашних растений на знаменитой неолитической стоянке Чатал-Хююк.

Раскопки в Чатал-Хююке / ©Википедия

Чатал-Хююк — археологический памятник всемирного наследия, расположенный в Анатолии (Турция), который был заселен в эпоху неолита, между 7100 и 6000 годами до нашей эры. Это один из первых городских центров с высокой плотностью агломерированных жилых домов в мире. Вход в дома осуществлялся через крышу, а внутри находились сложные настенные росписи.

Поселение непрерывно изучали в течение почти 30 лет: там нашли множество обугленных остатков растений, а также множество каменных артефактов и инструментов, используемых для обработки растительных ресурсов. Несмотря на обширные исследования, проводимые в этом районе, многое из того, что известно о методах ведения сельского хозяйства и использовании растительных ресурсов как в Чатал-Хююке, так и во многих других археологических поселениях, основано на изучении обугленных остатков.

Проблема в том, что эти остатки получились при приготовлении пищи или в результате случайного пожара: это дает ограниченное представление об использовании растительных ресурсов в прошлом. Но ученые из Университета Лестера (Великобритания) разработали новаторский подход, основанный на анализе микроскопических остатков растений, обнаруженных на шлифовальных орудиях.

А) Набор каменных орудий B) Следы износа на поверхности каменных орудий C) Фитолит соцветий пшеницы D) Пшеничное крахмальное зерно / ©sciencesources.eurekalert.org

Авторам исследования, опубликованного в журнале PLOS One, удалось выяснить, какие типы растений обрабатывали этими артефактами и даже какие именно части: стебли, плоды, семена, клубни и так далее. Было показано, что население Чатал-Хююк основывало свою экономику на сельском хозяйстве, выращивая зерновые и овощи (пшеницу, овес, горох), но все еще активно использовало и дикие растения, культивировать которые тогда еще не умели.

Эти ресурсы были так же важны, как выращенные в домашних условиях растения, и, скорее всего, они регулярно шли в качестве дополнения к основному рациону. При этом многие дикие растения содержали ядовитые клубни, так что их обработка требовала определенных знаний.

27 июля