Анна Новиковская
9 124

В Китае нашли птицу с головой динозавра

5.5

В том, что птицы произошли от динозавров, уже мало кто сомневается, но каким именно был этот переход — все еще большая загадка. И на этот раз китайская находка только еще больше усложнила ученым задачу: у нового вида, жившего 120 миллионов лет назад, оказались тело птицы и голова рептилии.

Кратонавис был довольно активным хищником и наверняка охотился на мелких млекопитающих — наших далеких предков / © Zhao Chuang / Автор: Екатерина Лебедева

В меловом периоде на Земле жило множество птицеподобных существ, которые внешне практически не отличались от нынешних птиц, но все еще несли в себе анатомическое наследие рептилий.

Разграничить два класса бывает совсем непросто, и найденный в Китае новый вид животных оказался настоящим «живым пазлом»: у него тело, вполне подходящее птице, но череп типичного ящера.

Исследователи из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (Китай) назвали новый вид кратонависом (Cratonavis zhui). Они расположили его на эволюционном древе между ящероподобным археоптериксом, который все еще очень сильно напоминает хищного динозавра, и орнитотораками, к которым уже относят птиц в широком смысле этого слова.

Проведя компьютерную томографию черепа кратонависа, исследователи обнаружили, что морфологически он почти идентичен черепу хищного динозавра, например тираннозавра. У кратонависа был неподвижный клюв, не способный двигаться независимо от черепной коробки, а челюсти усеивали острые зубы, помогавшими ловить мелкую добычу.

Что касается строения тела, то в этом кратонавис уже немногим отличался от современного воробья: судя по строению лопатки, он мог летать, а задние конечности были адаптированы к захвату жертв когтями и сидению на ветках, а не передвижению по земле.

Скелет кратонависа сохранился очень хорошо, хотя череп сломался в процессе окаменевания / © Wang Min

Иными словами, перед нами — эволюционная химера, порожденная противоречивыми экологическими требованиями: животные в те времена как бы все еще не могли решить, хотят они бегать за добычей по земле, как динозавры, или атаковать ее с воздуха, как хищные птицы.

Впрочем, в этом отношении кратонавис не уникален: в эпоху динозавров по Земле бродило множество «пазлов» — не только птиц, но и млекопитающих, — в которых по крупинке собирались характерные черты их потомков.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.