Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
14.02.2022
Александра Медведева
6 245

Ученые выяснили, как хроническая боль связана с пищевым поведением

4.1

Хронические боли могут стать причиной ожирения. Ученые пришли к выводу, что это связано не с недостатком физической активности больного, а со структурными изменениями его мозга, способными повлиять на пищевые предпочтения и аппетит.

Ученым давно известно о существовании связи между болью и аппетитом. Люди, страдающие хроническими болями, часто сталкиваются и с лишним весом. Теперь ученые из Рочестерского университета и Института неврологии имени Эрнеста Дж. Дель Монте нашли возможное объяснение этой связи. Они пришли к выводу, что постоянное чувство боли влияет на область мозга, связанную с мотивацией и удовольствием, а это может нарушить пищевое поведение человека и изменить его вкусовые предпочтения. Свои выводы ученые представили в журнале PLOS One.

В экспериментах участвовали здоровые люди, пациенты с хронической болью в пояснице и с острой болью, которых разделили на две группы: у первой во время повторного исследования, проведенного через год, боль прошла, у второй — не ушла и начала становиться хронической.

Ученые оценили чувство насыщения испытуемых, а также их реакцию на продукты, содержащие сахар и жир, — желатиновый десерт и пудинг. Ни у одного человека, принявшего участие в эксперименте, не выявили никаких изменений в пищевом поведении, связанных с сахаром.

Однако пациенты с хронической и продолжительной острой болью теряли удовольствие от поедания пудинга, также у них наблюдалось нарушение чувства насыщения во время еды. Люди жаловались, что со временем продукты с высоким содержанием жиров перестали казаться вкусными. Эти изменения пищевых предпочтений никак не повлияли на общее количество потребляемых калорий, поскольку у пациентов усилился аппетит.

Во время сканирования мозга у разных групп испытуемых с помощью магнитно-резонансной томографии ученые обнаружили различия в области прилежащего ядра. Эти нейроны участвуют в принятии решений и мотивации, а также связаны с чувством удовольствия. Прилежащее ядро было совершенно нормальным как у пациентов, боль которых прошла через год, так и у людей с расстройствами пищевого поведения, но без болей. Однако у испытуемых с хронической болью прилежащее ядро оказалось меньшего размера.

Таким образом, ожирение у пациентов с хронической болью может быть вызвано не недостатком движения, а изменением пищевого поведения, которое начинается после того, как боль становится хронической и сопровождается структурными изменениями в прилежащем ядре головного мозга.