Биологи вырастили органоиды мозга с парой зачаточных глаз — Naked Science
18 августа

Биологи вырастили органоиды мозга с парой зачаточных глаз

5.4

Немецкие ученые научились получать «в пробирке» зародыши структур мозга с глазными бокалами, способными реагировать на свет.

Органоиды мозга (без глаз), выращенные калифорнийскими учеными
Органоиды мозга (без глаз), выращенные калифорнийскими учеными / ©Alysson Muotri, University of California, San Diego

Органоиды — миниатюрные, искусственно выращиваемые «заготовки» органов. Они позволяют проводить исследования и эксперименты, которые невозможно поставить на реальных живых организмах, и при этом рассматривать процессы, недоступные при использовании отдельных клеток и клеточных культур. Органоиды представляют собой трехмерные структуры специализированных клеток, выращенные «в пробирке» из стволовых. Из них получают, например, аналоги человеческого мозга, наблюдая за спонтанной активностью крошечных сгустков нейронов и обсуждая, могут ли они оказаться разумными.

С органоидами мозга работали и ученые из Клинической больницы Дюссельдорфа во главе с Джей Гопалакришнаном (Jay Gopalakrishnan). Они обнаружили, что у некоторых из структур вырастает пара симметричных глазных бокалов — зародышей будущих глаз. Само по себе это вполне логично, ведь зрительный аппарат у эмбрионов формируется из выроста нервной системы. Однако прежде ученые не встречались ни с чем подобным и теперь надеются, что с помощью таких «глазастых» органоидов можно лучше исследовать процессы образования глаз и их болезни. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Cell Stem Cell.