14.08.2020
3 420

Загадочное затухание Бетельгейзе объяснили выбросом плазмы

6.2

Одна из ярчайших звезд на небе, Бетельгейзе, на рубеже 2019-2020 годов стала резко терять светимость, сделавшись почти втрое тусклее обычного — но к весне 2020-го вернулась к норме. Ученые связывают такие таинственные изменения с аномально мощным выбросом плазмы на южном полушарии звезды.

Затемненный Бетельгейзе: взгляд художника
Затемненный Бетельгейзе: взгляд художника / ©NASA, ESA, E. Wheatley (STScI)

Одна из крупнейших известных звезд, красный сверхгигант Бетельгейзе (альфа Ориона), примерно в 15 раз массивнее нашего Солнца и в десятки тысяч раз ярче. Хаотически и резко меняя размеры и светимость, он, по-видимому, приближается к финалу своего существования и в скором (по астрономическим меркам) времени взорвется сверхновой. В конце 2019 года Бетельгейзе привлек всеобщее внимание, внезапно начав терять яркость: к февралю его блеск упал до +1,66 звездной величины, заставив многих ожидать скорого коллапса звезды.

Однако зрелища не получилось, и к концу весны 2020 года Бетельгейзе снова вернулся к своей обычной светимости (менее +1,0), а ученым пришлось гадать, что послужило причиной такого странного поведения. Помимо строительства внеземной цивилизацией сферы Дайсона вокруг Бетельгейзе, звучали гипотезы о появлении на поверхности звезды гигантских пятен, а также об облаке пыли, которое могло экранировать ее. Авторы новой работы, опубликованной в The Astrophysical Journal, соглашаются с третьим вариантом.

Ученые во главе с исследовательницей из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Андреа Дюпри (Andrea Dupree) проанализировали снимки космического телескопа Hubble, следившего за Бетельгейзе в конце 2019-го — начале 2020 года. На изображениях, полученных с сентября по ноябрь, удалось рассмотреть значительный асимметричный выброс вещества с южного полушария звезды.

Колоссальное облако плазмы, выброшенное южным полушарием Бетельгейзе, остыло и частично экранировало свет звезды / ©NASA, ESA, E. Wheatley (STScI)

Нестабильный сверхгигант и без того быстро отбрасывает материю, однако в течение этих трех месяцев Бетельгейзе потерял вдвое больше вещества, чем в «обычном режиме». Скорость этого потока достигала более 300 тысяч километров в час, звезда теряла массу в 30 миллионов быстрее, чем Солнце. Оказавшись на достаточном удалении, вся эта раскаленная плазма остывала и конденсировалась в пыль, которая и вызывала частичное экранирование громадной звезды.

Стоит добавить, что Бетельгейзе постоянно «пульсирует», меняя свои размеры примерно от величины орбиты Марса до орбиты Юпитера с периодичностью около 420 суток. Дополнительные наблюдения, проведенные с помощью работающего в Германии телескопа STELLA, показали, что нынешнее событие произошло в фазе расширения и остановилось с переходом к сжатию. Это позволяет предположить, что аномальный выброс каким-то образом связан с этим циклическим поведением звезды.