Эксперты о квантовых компьютерах
14.08.2020

Биологи открыли рецепторы, способные воспринимать четыре разных вкуса

5.4

Обычно полагают, что каждый из пяти основных вкусов воспринимается отдельной группой рецепторов. Однако в экспериментах на мышах удалось идентифицировать клетки, реагирующие сразу на четыре разных вкуса.

©Hanna Knutsson

Принято считать, что для каждого из пяти основных вкусов — соленого, сладкого, кислого, горького и умами — на языке имеются отдельные клетки, которые способны воспринимать лишь один (максимум два) из них. Рецепторы, реагирующие на сладость глюкозы, никак не отзываются на горечь кофе. Однако эксперименты с лабораторными мышами показали, что некоторые клетки могут воспринимать сразу до четырех разных вкусов. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics.

Дебаргхья Баник (Debarghya Banik) и его коллеги из Университета Индианы получили животных с «отключенными» рецепторами специфических вкусов — горького, сладкого и так далее. Но оказалось, что такие мыши сохранили способность воспринимать разные вкусы и реагировали на них по-разному, на что указала соответствующая активность их мозга. Сохранившиеся рецепторы «широкого профиля» продолжали отвечать на вкусы горького, сладкого, кислого и умами.

Полная потеря вкусового восприятия наступала лишь тогда, когда ученые воздействовали на рецепторы «широкого профиля», нарушая передачу их сигнала. Более того, при таком воздействии потеря вкуса наступала даже у мышей с нормально работающими специфическими рецепторами. Возможно, это указывает, что «универсальные» рецепторы вкуса могут служить звеном в цепочке передачи сигнала к мозгу.

Авторы отмечают, что этот процесс у мышей и людей организован одинаково, а значит, обнаруженные учеными клетки могут иметь большое значение для лечения расстройств вкусового восприятия.