17.07.2023
6 914

В материале астероида Рюгу обнаружили частицы старше Солнечной системы

5.1

В песчинках, доставленных с астероида Рюгу, заметили микроскопические включения очень необычного химического и изотопного состава. Ученые посчитали их остатком вещества, которое предшествовало Солнечной системе и сохранилось на астероиде, как в «капсуле времени».

Снимок поверхности астероида Рюгу
Снимок поверхности астероида Рюгу / ©Jaumann et al., 2019 / Автор: Godefridus Victorinus

Астероиды — почти ровесники Солнечной системы. В отличие от планет, они мало изменились за прошедшие с тех пор миллиарды лет, сохранив образцы древнего вещества, из которого наша система сформировалась. Однако до недавнего времени ученые могли исследовать лишь образцы, которые упали на Землю и были заметно преобразованы в процессе такой катастрофы. Но вот материал, который удается собрать и доставить космическими аппаратами, остается таким же первозданным, позволяя астрономам заглянуть в эпоху, когда Солнечная система только формировалась.

В 2018-2019-х японский космический зонд Hayabusa2 собрал образцы вещества с околоземного астероида (162173) Рюгу и в 2020 году сбросил капсулу с ними на Землю. В распоряжение ученых попало несколько граммов уникального материала, который они до сих пор анализируют с огромной осторожностью, стараясь не допустить ни малейшего загрязнения. Среди прочего в его составе обнаружили органические соединения и воду — важные свидетельства о прошлом нашего мира, а то и еще более древние.

Новая работа американских и японских ученых показала, что в составе образцов с Рюгу присутствует вещество старше Солнечной системы. Статья об этом опубликована в журнале Science Advances.

Энн Нгуен (Ann Nguyen) и ее коллеги проанализировали пару «песчинок» астероида, каждую меньше миллиметра в поперечнике. Ученые обратили внимание на еще более крошечные включения, заметно выделяющиеся на поверхности. Рассмотрев их при помощи электронных микроскопов, рентгеновской спектроскопии и других методов, авторы исследования выяснили, что состав этих деталей заметно отличается от основного вещества астероида.

В нем содержится меньше кислорода, магния, кремния, но больше железа и серы, а также простых органических веществ. Кроме того, присутствует карбид кремния (SiC) — соединение, которое легко распадается при контакте с водой. Все это показывает, что такие включения образовались отдельно от основного вещества Рюгу и не взаимодействовали с водой. Это подтвердил и изотопный анализ.

Ученые полагают, что эти частицы испарились с поверхности комет, на дальней периферии Солнечной системы, и лишь позднее были уловлены Рюгу, точнее говоря — материнским астероидом, обломком которого он является. Это произошло до формирования планет и даже до дифференциации вещества, из которых они образовались. Крошечные включения в Рюгу сохранили материал, возникший еще в предыдущих звездах, останки которых послужили строительным материалом для нашей. Возможно, они позволят лучше узнать, какими были «прародители» Солнца и его планет.