23.04.2021
1 405

В древнем метеорите снова нашли воду

4.4

Японские физики изучили фрагменты метеорита Саттерз-Милл — обломки древнего астероида, ровесника Солнечной системы — и нашли в нем воду, а также определили место появления на свет.

Фрагменты метеорита Саттерз-Милл
Фрагменты метеорита Саттерз-Милл / ©Wikimedia Commons

Обилие воды на нашей планете остается одной из самых любопытных загадок современной науки. Она могла содержаться в том же веществе, из которого сформировалась сама Земля, или образоваться в ходе геологических процессов. Но все-таки главной гипотезой остается внеземная, согласно которой воду принесли на молодую планету многочисленные кометы и астероиды. Очередным ее подтверждением стала новая работа ученых из Университета Ритсумейкан в японском Киото. Их статья опубликована в журнале Science Advances.

Акира Цутияма (Akira Tsuchiyama) и его коллеги изучили останки знаменитого метеорита Саттерз-Милл, который взорвался над США в 2012 году. Впоследствии удалось собрать около 90 фрагментов общим весом примерно в килограмм. Оказалось, это был углистый хондрит. Если не считать водорода и гелия, состав таких астероидов повторяет состав Солнца, поэтому считается, что они образовались вместе с ним, из того же протопланетного вещества. Ранее в них уже обнаруживали и воду, что делает такие древние тела одними из главных кандидатов на роль «доставщиков воды» для молодой Земли.

Снеговые линии углекислого газа и СО указывают на область, в которой сформировался древний астероид / ©Akira Tsuchiyama, Ritsumeikan University

Исследовав фрагменты хондрита Саттерз-Милл, японские ученые заметили в нем кристалл кальцита, в котором сохранилось крошечное включение воды и углекислого газа. Это говорит о том, что астероид сформировался на достаточном удалении от Солнца, где эти вещества могли кристаллизоваться. Эта дистанция проходила дальше снеговой линии воды и углекислого газа — расстояния от звезды, на котором летучее вещество начинает переходить в твердую фазу, — но ближе, чем снеговая линия для моноксида углерода.

4,6 миллиарда лет назад, в эпоху формирования Солнечной системы, когда образовался и этот астероид, снеговые границы находились еще дальше нынешних. Скорее всего, он появился, находясь за пределами современной орбиты Юпитера, и долгое время оставался там, пока случайная игра гравитации не вытолкнула его в окрестности Земли. Такое, вероятно, происходило со множеством других хондритов в далеком прошлом, и «на борту» они вполне могли приносить еще больше воды на нашу планету.