27 сентября

Ученые выяснили, что у Земли и Венеры была «бурная» молодость

5.2

Такая же бурная, как у Луны и других планет внутренней Солнечной системы. Исследователи из США считают, что эти выводы бросают вызов традиционным теориям формирования планет земной группы.

Ученые выяснили, что у Земли и Венеры была «бурная» молодость / ©Getty images

Считается, что планеты, подобные нашей, образуются из мелких объектов при формировании звездно-планетарной системы, путем слипания. Это похоже на налепливание все большего количества снега на ком. Однако сотрудники университетов Берна (Швейцария) и Аризонского (США) считают, что дело обстояло иначе. Свои выводы они сделали на основе машинного обучения и трехмерного моделирования столкновения гигантских объектов в космосе. Результаты опубликованы в Planetary Science Journal.

«Мы обнаружили, что большинство таких ударов, даже относительно медленных, случайны, — заявил один из исследователей Эдвард Асфауг. — Таким образом, вероятно, неправильно думать о гигантских столкновениях — вроде того, что, к примеру, сформировало Луну — как о единичном событии. Скорее всего, их было два».

В моделировании ученых Тея — гипотетическая планета размером с Марс, — как и считается, ударяется о Землю, формируя Луну. Но, согласно новой версии, через миллион лет она возвращается и «доделывает» начатое. Такой поворот, по мнению исследователей, способен объяснить изотопное сходство Земли и ее спутника.

Солнечную систему можно представить в виде гравитационного колодца — воронки. Если бросить туда монету, она не сразу упадет в центр — Солнце, — а совершит еще несколько витков вокруг него. И чем ближе к центру, тем быстрее крутится планета и тем короче витки. То есть чем ближе к светилу, тем сильнее гравитация, которую испытывают планеты: поэтому Меркурий, Венера, Земля и Марс вращаются вокруг нашей звезды быстрее, чем Юпитер, Сатурн и Нептун.

Поскольку Земля находится дальше от Солнца, чем Венера, вероятность того, что к первой «прилипнет» другой объект, меньше, чем у второй. Согласно моделированию ученых, наша планета лишь выступает в роли щита, от которого подобные объекты «отскакивают» и устремляются прямиком к Венере, чтобы слиться с ней. Таким образом, планеты внутренней Солнечной системы формировались, по мнению авторов статьи, не столько посредством единичного «слипания», а путем столкновения, затем отскакивания и дальнейшего слияния, как это могло произойти с Луной.

27 сентября