23.12.2022
Анна Новиковская
1 681

Американские ученые предложили распространять жизнь по Вселенной с помощью комет

6.6

Пока что Земля — единственное место во Вселенной, на котором достоверно существует жизнь. При этом исследователи открыли немало экзопланет, условия на которых могут подойти земным организмам. Теоретически мы могли бы использовать кометы, чтобы заселить их. Вопрос в том, должны ли.

Кометы способны долгие годы путешествовать в космосе, унося с собой «семена жизни» / © wikipedia.org

Существует множество теорий происхождения земной жизни, и одна из них, гипотеза панспермии, гласит, что наша планета — лишь подходящее место, тогда как саму жизнь занесли на нее из космоса. Ученые предполагают, что в результате достаточно сильного удара по планете в космос могут быть выброшены куски породы с заключенными в них микробами. И если эти микробы выдержат многолетнее путешествие в вакууме и достигнут пригодного для жизни мира, они смогут дать начало новой ветви эволюции.

Это случайная, или естественная панспермия.  Однако есть вероятность и намеренного заселения иных небесных тел силами достаточно развитой цивилизации. Долгие годы люди спорят, сыграли ли роль инопланетяне в заселении Земли или становлении человеческой цивилизации. Теперь американские астрономы поставили вопрос иначе: можем ли мы сами сыграть роль таких «инопланетян»?

В Млечном Пути — около 200 миллиардов звезд, а значит, немыслимое множество планет, спутников, поясов астероидов и других небесных объектов. В то же время опыт Солнечной системы показывает, что развитую биосферу построить непросто: мы до сих пор не знаем, существует ли жизнь на Европе и Энцеладе. Но уже сейчас очевидно, что в подледном океане сложно ждать биосферу такого же уровня, что и на Земле.

Тем не менее это не означает, что мы не можем пробовать, ведь уже известно о существовании нескольких планет, потенциально пригодных для земных форм жизни. Отправка к ним космических кораблей выглядит экономически невыгодной. Но есть возможность использовать естественные «корабли», которые миллионы лет странствуют в космосе, — кометы.

Дождавшись прибытия в Солнечную систему подходящей межзвездной кометы, мы могли бы прикрепить к ней микробиологический инокулят, содержащий множество разнообразных организмов, способных выживать в самых разных условиях на Земле. С помощью кометы «посылка» рано или поздно достигнет другой звездной системы, где сможет занести «семена жизни» на подходящую планету.

Некоторые сторонники теории панспермии утверждают, что жизнь могла попасть на нашу планету с Марса / © forbes.com

Конечно, не исключено, что весь проект будет напрасной тратой усилий: либо инокулят не достигнет кометы, либо не выдержит межзвездного путешествия, либо в звездной системе не окажется подходящей планеты (а если она уже заселена, это приведет к столкновению разных форм жизни). Вдобавок, даже если миссия пройдет идеально, неминуемо возникнет вопрос: не уничтожили ли мы своим вмешательством возможность зарождения уникальной экосистемы, которой банально не хватило времени?

С другой стороны, расселяя жизнь по Вселенной, мы могли бы подготовить почву для своего будущего выживания: рано или поздно человечеству придется выйти в дальний космос, чтобы отыскать пригодные для жизни миры. И в таком случае безумная затея ученых современности могла бы стать величайшей надеждой землян будущего.

Исследование опубликовано в журнале Astrobiology.