20.11.2018
Редакция Naked Science

Найдена редкая двойная система, готовая взорваться. Это можно будет наблюдать с Земли, но мы вряд ли доживем

Двойная звездная система в восьми тысячах световых лет от Земли взорвется и произведет мощный гамма-всплеск.

eso1838a1

Апоп, названная так в честь египетского бога хаоса, — интересная пара ярких звезд. Две звезды разрывают друг друга на части, создавая невероятный вихрь пыли вокруг себя. Но что еще удивительнее — одна из них готова стать сверхновой. Систему нашла команда астрономов из Университета Сиднея. Их исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

«Мы обнаружили эту звезду в виде выброса в обзоре радиотелескопа, — говорит Джо Кэллингэм, ведущий автор исследования. — И тут же поняли, что нашли нечто исключительное: светимость по всему спектру — от радио- до инфракрасного — зашкаливала».

В сердце этой двойной системы — две звезды Вольфа — Райе. Это очень редкие, очень горячие, очень яркие и старые звезды каждая массой по крайней мере в 25 солнечных. Они делают полный оборот друг вокруг друга примерно каждые сто лет, производя звездный ветер со скорости в 12 миллионов километров в час — или 1% от скорости света.

Видео об Апопе, созданное Европейской Южной обсерваторией / © ESO

Однако двойная система привлекла внимание астрономов удивительным шлейфом из пыли, который ее окружает. Питер Татхилл, руководитель исследовательской группы, сказал, что когда они увидели ее спиральный хвост из пыли, то тут же поняли, что это особый тип туманности — спиральный.

Форма шлейфа обусловлена вращением звезд в самом сердце объекта. Пыль подхватывает звездный ветер, создавая узор, напоминающий воду из вращающегося садового разбрызгивателя. Однако после вычислений команда обнаружила нечто еще более удивительное: степень расширения звездного ветра в 10 раз превышала вращение пыли.

«Мы обнаружили, что система Апоп — предшественник сверхновой, вращающийся настолько быстро, что может распасться», — объясняет Бенджамин Поуп, соавтор исследования из Нью-Йоркского университета.

Сверхновая — это взрыв звезды. И хотя само по себе это одно из наиболее мощных событий во Вселенной, исследователи утверждают, что быстрое вращение звезд Вольфа — Райе в ядре системы может произвести еще более крупное и мощное событие. Исследование показало, что Апоп — кандидат в первый известный гамма-всплеск в Млечном Пути. Система буквально готова взорваться. Конечно, важно помнить, что «вот-вот» в космических масштабах означает несколько иное, чем мы представляем. Это может произойти в любой момент… в ближайшие несколько сотен тысяч лет.

Гамма-всплеск в миллионы триллионов раз ярче Солнца. Несмотря на то что событие длится всего от нескольких миллисекунд до нескольких минут, оно становится самым ярким источником фотонов космических гамма-лучей во Вселенной.

Исследователи не до конца уверены, что звездная система создаст гамма-всплеск. Татхилл предостерег, что вращающиеся звезды могут замедлиться и взорваться обычной сверхновой. Однако, когда это все же произойдет, населению Земли будет не о чем беспокоиться. Гамма-всплеск, который наверняка бы сорвал озоновый слой с нашей планеты, будет направлен в другую сторону.