23.08.2018
Редакция Naked Science
1 395

Звуки пульсара «Черной вдовы» в процессе уничтожения звезды-компаньона стали музыкальной композицией

Сигналы быстровращающейся ультраплотной звезды переделали в красивые мелодии, в которых можно услышать «крики помощи» ее погибающего компаньона.

cruz_dewilde-bwpulsar_pulsarcam
©Wikipedia / Автор: Milonia Larcius

Эта быстровращающаяся нейтронная звезда — пульсар — испускает потоки излучения из двух горячих точек на своей поверхности. Пульсар PSR B1957+20 находится в 6,5 тысячи световых лет, и у него есть холодный легковесный компаньон — коричневый карлик.

Звезда-компаньон расположена всего в двух миллионах километров от пульсара. Этот коричневый карлик находится в приливном захвате нейтронной звезды, подобно тому, как Луна гравитационно привязана к Земле. Другими словами, карлик постоянно обращен к пульсару одним и тем же полушарием. Из-за малого расстояния звезда-компаньон перманентно подвергается радиационной бомбардировке со стороны ультракомпактного объекта.

Пульсары в таких типах двойных систем называют «Черными вдовами» — в честь опасного вида самок пауков, поедающих своих самцов, так как мощные выбросы излучения могут в итоге уничтожить их звезд-компаньонов.

Композиция, составленная только из звуков пульсара PSR B1957+20 / © System Sounds

Когда пульсар «сдувает» материал с поверхности компаньона, он создает вокруг него «хвост» из газа, похожий на хвост кометы. Это, в свою очередь, действует как увеличительное стекло, помогая исследователям лучше рассмотреть пульсар, осветлив его импульсы. Работа, посвященная этому исследованию, написана Робертом Мэйном из Торонтского университета и опубликована в журнале Nature в мае 2018 года. Согласно Мэйну, при прохождении через «хвост» коричневого карлика луч пульсара становится в 40 раз ярче.

При помощи радиотелескопа «Аресибо» в Пуэрто-Рико ученые сумели зарегистрировать радиоизлучение пульсара и конвертировать его в звук. Их работа показала, что пульсар в основном стабильно гудит на ноте ми-бемоль, хотя иногда и происходят «всплески» звука — например, при усилении радиоизлучения при проходе через «хвост» коричневого карлика.

Мэйн работал вместе с Мэттом Руссо, исследователем из Канадского института теоретической астрофизики в Торонто. Вместе они конвертировали сигналы «Черной вдовы» в интересную композицию.

«Серия усилений немного похожа на азбуку Морзе, будто коричневый карлик пытается подать сигнал S.O.S.», — написал Руссо в письме порталу Space.com.