Астрономы увидели рождение новой звезды — Naked Science

Астрономы увидели рождение новой звезды

Спустя шесть лет после взрыва астрономы заметили необычное явление в остатках сверхновой. Они считают, что смогли запечатлеть рождение пульсара или магнетара.

nasas-hubble-space-telescope-captures-supernovas-light-echo1

Взрыв звезды, известный как сверхновая, может быть настолько ярким, что затмевает всю Галактику. Должны пройти месяцы и даже годы, прежде чем она потухнет. Иногда газовые остатки от взрыва сталкиваются с газом, обогащенным водородом, и вспыхивают заново. Но могут ли они продолжать светить без вмешательства со стороны? По мнению Дэна Милисавльевича, доцента физики и астрономии Университета Пердью, именно это он и наблюдал спустя шесть лет после взрыва SN 2012au.

«Мы не видели, чтобы взрыв такого типа оставался видимым по прошествии столь длительного срока, только если это было какое-то взаимодействие с водородным газом, оставленным звездой до взрыва, — говорит он. — Однако в наших данных нет следов водорода: его спровоцировало что-то другое».

Во время взрыва больших звезд их внутренности коллапсируют в точку, где все их частицы становятся нейтронами. Если у получившейся нейтронной звезды есть магнитное поле и она достаточно быстро вращается, она может стать пульсарной ветровой туманностью. Согласно данным, опубликованным в журнале Astrophysical Journal Letters, возможно, как раз это и произошло с SN 2012au.

В отличие от большинства звездных взрывов, которые со временем затухают, сверхновая SN 2012au продолжает светить благодаря новому мощному пульсару / © NASA, ESA, and J. DePasquale (STScI)

«Мы знаем, что взрывы сверхновых производят эти типы быстровращающихся нейтронных звезд, но мы никогда не получали прямых доказательств о них в течение такого уникального срока, — рассказывает Милисавльевич. — Это ключевой момент, когда пульсарная ветровая туманность достаточно яркая, чтобы быть своего рода лампочкой, освещающей внешние выбросы вещества после взрыва».

Милисавльевич предсказывает, что если исследователи продолжат следить за областями экстремально ярких сверхновых, они смогут зарегистрировать такие трансформации.

«Если это действительно пульсарная или магнетарная ветровая туманность в центре взорвавшейся звезды, она может выталкивать газ изнутри и даже разгонять его, — объясняет он. — Если мы вернемся к некоторым из этих событий через несколько лет и проведем тщательные расчеты, то сможем наблюдать, как газ, обогащенный кислородом, еще быстрее удаляется от взрыва».

Сверхъяркие сверхновые считаются потенциальными источниками гравитационных волн и черных дыр. Астрономы предполагают, что они могут быть связаны и с другими видами взрывов вроде гамма-всплесков и быстрых радиовсплесков. Исследователи хотят понять фундаментальную физику, стоящую за этими процессами, но их сложно наблюдать из-за их относительной редкости и того, что они происходят так далеко от Земли. Предположительно, только следующее поколение телескопов сможет детально наблюдать эти события.