Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
28.09.2021
9 183

«Хаббл» показал, что ветра в Большом красном пятне Юпитера усиливаются

4.9

Ученые, анализирующие регулярные отчеты о штормах на Юпитере, передающиеся телескопом «Хаббл», обнаружили, что с 2009 по 2020 год скорость ветра в Большом красном пятне увеличилась до восьми процентов.

«Хаббл» показал, что ветра в Большом красном пятне Юпитера усиливаются / ©Getty images

Знаменитое Большое красное пятно (БКП) на Юпитере — самый крупный атмосферный вихрь в Солнечной системе. В какой-то период он значительно превышал в размерах Землю, а потом стал уменьшаться и становиться более круглым, чем овальным. Однако наша планета все еще может уместиться внутри пятна, так как его диаметр превышает 16 тысяч километров (диаметр Земли — 12 742 километра).

Люди наблюдают за БКП более 150 лет, с 1870 годов. Скорость ветра в нем превышает 600 километров в час. Этот поток восходит к атмосфере из недр планеты. Если взглянуть на пятно сбоку, оно будет напоминать слоистый торт с высокими облаками на верхушке, спускающимися вниз, подобно крему.

Большое красное пятно Юпитера / ©agupubs.onlinelibrary.wiley.com

Ученые из Калифорнийского университета в Беркли, Центра космических полетов NASA и Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) проанализировали отчеты телескопа «Хаббл» за последние 11 лет. Свои выводы они опубликовали в Geophysical Research Letters.

Исследователи отмечают, что если бы не данные с 2009 по 2020 год, они бы едва смогли заметить какие-то изменения в скорости ветра БКП. Но поскольку такие данные были, ученым удалось уловить разницу. Она была небольшой и составила около 2,57 километра в час за один земной год — именно на столько усиливается ветер в Большом красном пятне Юпитера.

Чтобы зафиксировать такие изменения, специалисты использовали специальное программное обеспечение для отслеживания десятков и сотен тысяч направлений и скоростей ветра. Это дало последовательный набор изменений его скорости. В целом за 11 лет они составили от четырех до восьми процентов в сторону увеличения.