На Юпитере обнаружено Большое холодное пятно — Naked ScienceNaked Science
12.04.2017, 06:02
Naked Science

На Юпитере обнаружено Большое холодное пятно

В верхних слоях атмосферы Юпитера найдено темное пятно холодного газа, появление которого связали с полярными сияниями.

jupiter0

На газовом гиганте Юпитере нет ни кратеров, ни гор. Однако некоторые структуры в его плотной атмосфере остаются стабильными много лет. Самая известная среди них – Большое красное пятно – ураган, достигающий в длину 40 тыс. км: считается, что он остается активен уже больше 350 лет. Новое пятно в юпитерианской атмосфере готово поспорить с ним в размерах, которые оцениваются в 24 тыс. км вдоль параллелей планеты и 12 тыс. – вдоль меридианов.

Пятно расположено на уровне термосферы Юпитера, температура здесь на 200 К ниже, чем в атмосфере. Большое холодное пятно намного более подвижно, чем медленно изменяющееся Большое красное, оно меняет и форму, и размеры за время порядка недель, а то и дней. Однако исчезает оно тоже ненадолго: астроном из Университета Лестера Том Столлард (Tom Stallard) и его коллеги из Великобритании и США изучили данные наблюдений за 15 лет – пятно на них появлялось снова и снова. Об этом ученые сообщают в статье, опубликованной журналом Geophysical Research Letters.

©University Leicester

Предполагается, что Большое холодное пятно возникает под действием мощных полярных сияний в атмосфере Юпитера. При этом в ней высвобождается дополнительная энергия, которая в виде «тепловой волны» охватывает всю планету. В то же время в самых верхних слоях термосферы эти процессы ведут к возникновению холодного пятна, которое постепенно рассеивается «волной холода». Однако пока этого не произошло, в нем также могут появляться вихри, вызывающие потемнение на снимках атмосферы Юпитера.

Столлард и его соавторы проводили наблюдения с помощью телескопа VLT, а также использовали архивные данные ИК-телескопа IRTF за 1995–2000 гг. Соответствующая Большому холодному пятну потемневшая область в верхних слоях юпитерианской атмосферы была найдена везде. «Что удивительно, – добавляет Том Столлард, – в отличие от погодных систем на Земле, Большое холодное пятно остается на одном и том же месте по меньшей мере 15 лет. Это делает его похожим на погодные системы ниже в атмосфере Юпитера, такие как Большое красное пятно».

Большое холодное пятно с высоты около 35 тыс. км: динамика за 1998–2000 гг. ©Tom Stallard/AGU

Стоит отметить, что стабильность и стабильное положение Большого холодного пятна не будут так уж удивлять, если вспомнить о двух отличиях полярных сияний Юпитера от земных. В нашей атмосфере они возникают под действием солнечных частиц, когда активность звезды достаточно велика. На Юпитере сияния связаны с его спутниками и прежде всего с Ио – самым вулканически активным телом Солнечной системы. Их движение возбуждает токи в магнитосфере планеты, а также обеспечивает планете постоянную «подпитку» ионами и почти не затухающие, сильные полярные сияния.

Кроме того, энергия этого явления на Земле легко рассеивается, но в плотной атмосфере газового гиганта подолгу задерживается на высоких широтах. В результате воздействие сияний на приполярные области Юпитера оказывается и стабильным, и сильным.