• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.11.2023
Игорь Байдов
21
22 150

Древнейшие континенты в Галактике могли сформироваться за пять миллиардов лет до земных

3.9

Авторы новой работы предположили, что несколько экзопланет в Млечном Пути образовали континенты и развили жизнь на миллиарды лет раньше, чем Земля. Значит, есть вероятность, что там могут обитать инопланетные виды — гораздо более развитые, чем наш собственный.

экзопланета HD 219134b
Так, по мнению художника, может выглядеть экзопланета HD 219134b — ближайшая к Земле скалистая экзопланета / © NASA, JPL-Caltech / Автор: Pinaria Caprarius

Многие астробиологи полагают, что для развития и поддержания известной нам формы жизни на потенциальной планете должны сложиться определенные условия. Для начала необходимы атмосфера и кислород, так как живым организмам нужны защита от опасной радиации и «материал» для дыхания, а еще жидкая вода. Ведь она транспортирует питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела, а также помогает преобразовывать пищу в энергию и усваивать питательные вещества. 

Еще один важный элемент, который в последнее время выделяют некоторые ученые, — большие массивы суши. Хотя они вовсе необязательны: известно, что жизнь на Земле зародилась в древнем океане и может прекрасно чувствовать себя в воде. Но история нашей планеты показала, что для эволюции, процветания и существования действительно сложных форм жизни на протяжении длительного времени континенты необходимы (по последним данным, сформировались от 3,6 до четырех миллиардов лет назад). Без них, вероятно, земной эволюционный сценарий сложился бы иначе. 

А могут ли во Вселенной встречаться скалистые миры, на поверхности которых континенты сформировались гораздо раньше, чем на нашей планете? Следует ли из этого, что там может существовать более древняя и более развитая жизнь? 

Таким вопросом задались астроном Джейн Гривз и ее коллеги из Кардиффского университета (Великобритания). Ученые использовали данные космического телескопа Gaia («Гайя») и методы моделирования, чтобы попытаться понять, возможен ли такой сценарий развития событий на далеких экзопланетах.

В работе, опубликованной в журнале Research Notes of the American Astronomical Society, ученые предположили, что он вполне вероятен. Они сделали вывод, что по крайней мере на нескольких экзопланетах континенты, а, возможно, и жизнь, могли появиться за четыре-пять миллиардов лет до того, как они возникли на Земле.  

На нашей планете континенты формируются во время движения литосферных плит, которые медленно «плавают» по поверхности мантии и сталкиваются друг с другом, погружаясь в глубинные слои Земли. Тепло, исходящее от ее ядра, заставляет мантийное вещество подниматься, образуя вертикальные потоки мантии, раздвигающие литосферные плиты. Также оно не дает мантии остыть, позволяя ей оставаться достаточно горячей, чтобы сохранять подвижность. Источники этого тепла — радиоактивные элементы, такие как уран-238, торий-232 и калий-40, которые находятся в ядре планеты и при распаде выделяют колоссальную энергию.

Большинство этих радиоактивных элементов образовалось в результате космических катастроф, например во время взрывов сверхновых или слияний нейтронных звезд. Следы этих элементов можно обнаружить в длинах волн электромагнитного излучения звезд. 

В своем исследовании Ривз и ее команда использовали таблицы уровней активности урана-238 и калия-40, присутствующих в спектрах близлежащих звезд, а также возраст светил, измеренный космическим телескопом оптического диапазона Gaia. Эти данные были необходимы для оценки того, когда гипотетические каменистые миры, вращающиеся вокруг каждой из этих звезд, могли стать достаточно горячими, чтобы там запустилась тектоническая активность, а также для разработки моделей, учитывающих прочность и вязкость мантий таких миров. 

Моделирование показало, что первые континенты должны были сформироваться на каменистых планетах вокруг близлежащих солнцеподобных звезд на два миллиарда лет раньше, чем начались тектонические процессы на Земле. В качестве примера ученые привели экзопланеты, находящиеся вблизи звезды HD 4614, на расстоянии 20 световых лет от Солнца.

Однако исследователи особенно выделили миры, обращающиеся вокруг двух светил, немного меньших, чем наше Солнце: HD 76932 и HD 201891. Эти звезды расположены на расстоянии от 70 до 110 световых лет от нас, в области, известной как «толстый диск». Астрономы предположили, что экзопланеты у этих звезд образовывали континенты на четыре-пять миллиардов лет раньше, чем они появились на нашей планете.

Ученые сделали вывод, что, несмотря на относительно небольшую выборку (всего 29 звезд), даже среди такого количества светил могут находиться по крайней мере две планетные системы, в которых есть скалистые миры, обладающие более развитыми биосферами, чем на Земле.

Гривз пояснила, что выводы ее команды можно проверить только с помощью космического телескопа. Планируется, что такие наблюдения сможет провести обсерватория Habitable Worlds Observatory NASA, запуск которой намечен на 2040-е годы. Этот аппарат будет искать признаки внеземной жизни в атмосферах планет за пределами Солнечной системы.

Что касается возраста экзопланет, то они могут быть намного старше Земли. Например, объект PSR B1620−26 b (Мафусаил) считается старейшей из экзопланет, открытых на сегодняшний день учеными. Она находится в двойной звездной системе PSR B1620-26 на расстоянии 12,5 тысяч световых лет от Солнца. Возраст экзопланеты может составлять около 12,7 миллиарда лет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Сегодня, 11:47
Любовь

Международная исследовательская группа смогла прорастить семя древнего дерева из рода коммифора (Commiphora), найденного в пещере Иудейской пустыни в 1980-х годах. Ученые предположили, что это растение упоминается в библейских текстах. История семени, пролежавшего в земле почти тысячу лет, не только впечатляет, но и открывает новые возможности для изучения древней флоры засушливого региона.

Позавчера, 12:26
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Беларуси рассказали, как соединить Сахалин с материком при помощи струнных технологий. Для этого разработан проект двухпутного воздушного тоннеля мембранного типа, стоящего на опорах. Перевозки по тоннелю осуществляются посредством высокоскоростных поездов.

Позавчера, 13:49
ПНИПУ

Эфирные масла — это не просто приятные запахи, а настоящие дары природы, способные исцелять, успокаивать, бодрить и дарить красоту. Как с помощью эфирных масел снять стресс после долгого дня, укрепить иммунитет, улучшить сон и даже преобразить кожу? Рассказывает эксперт Пермского Политеха.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

24 сентября
Андрей

Группа приматологов наблюдала за поведением четырех групп западных равнинных горилл в Республике Конго и выяснила, что этот подвид приматов тоже питается грибами. Причем с завидной регулярностью, которую ранее не фиксировали: некоторые группы ели трюфели круглый год. Специалисты изучили сотни видеозаписей и попытались объяснить такое необычное поведение горилл.

23 сентября
Любовь

Исследовательская группа из Делфтского технического университета в Нидерландах обнаружила на Марсе огромный плюм магмы, который медленно, но уверенно поднимается под вулканическим регионом Тарсис и простирается более чем на 1600 километров. Новое открытие свидетельствует о том, что в будущем самый высокий вулкан Красной планеты — гора Олимп — может проснуться.

2 сентября
Татьяна

Месторождения самородного золота приурочены главным образом к кварцевым жилам. Считается, что оно осаждается из горячих магматических растворов, внедряющихся по трещинам в горных породах. Однако образование крупных скоплений золота представляет собой минералогическую загадку. Австралийские ученые предположили, что дело — в пьезоэлектрических свойствах кварца, которые под действием частых землетрясений способствуют образованию больших скоплений драгоценного металла.

4 сентября
Алиса Гаджиева

На юге Шотландии расположена деревня, издавна связанная с легендой о Мерлине — великом волшебнике, наставнике короля Артура. Ранее эта история, как и многие другие части артуровского цикла, не имела никаких археологических подтверждений — только крайне запутанные упоминания в древних манускриптах. Теперь ситуация изменилась.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

[miniorange_social_login]

Комментарии

21 Комментариев
John Smith
15.11.2023
-
0
+
Как не крути, а вероятнее всего что мы первые разумные в нашей галактике. Статья дает нижнее ограничение всего на 2 млрд лет старше нашей планеты.Песня вспомнилась:Может, у оранжевой речкиТам уже грустят человечкиОт того, что слишком долго нету нас.
    Вячеслав
    16.11.2023
    -
    0
    +
    Ну из чего Вы делаете такой вывод. Вроде статья говорит об обратном. Даже в небольшой выборке экзопланет нашли планеты, на которых могла зародиться жизнь. А в во Вселенной из должно быть довольно много. При этом они могут быть на 8 млрд лет старше нашей Земли.
    +
      ещё комментарии
      John Smith
      16.11.2023
      -
      0
      +
      И тысячи инопланетных звездолётов бороздящих просторы Млечного Пути мы видим по ночам... А если серьезно, то развитие разумной жизни на Земле заняло 4млрд лет, время сопоставимое с возрастом Вселенной. Скорость эволюции на Земле, претерпевшей многочисленные вымирания, была такой как мы ее знаем. Она запросто могла задержаться на 1 млрд лет и из-за разогревающегося Солнца никакой бы разумной жизни на Земле быть не могло бы. Мы просто везунчики. Но типичное время эволюции может быть и вдвое и трое и в четверо медленнее(например в планетных системах красных карликов.) При этом в ранней Вселенной ни о каком образовании жизни речь вообще не шла до определенной границы. Авторы статьи определяют эту границу в 2млрд лет и с оговорками возможно до 5млрд лет до образования Земли и даже так эта цифра не впечатляет мягко говоря. Потому что если типичная скорость эволюции жизни хотя бы на 30% медленней земной в системах желтых карликов, то у нас большие проблемы с поиском места где жизнь успеет дать разумные формы. Системы же красных и оранжевых карликов вызывают еще больше вопросов
        Alexey Tupota
        19.11.2023
        -
        1
        +
        Дмитрий GF, у меня складывается ощущение, что для массы людей мысль что "мы первая разумная жизнь" вызывает экзистенциальный дискомфорт ("этого не может быть потому что не может быть никогда").
        -
        0
        +
        Жизнь могла возникнуть практически одновременно (+\- миллиард лет) на множестве планет. По мне так считать что люди первая и единственная разумная раса во Вселенной (примерно бесконечной) немного самонадеянно
          Alexey Tupota
          19.11.2023
          -
          0
          +
          Иван Колупаев, не "считать что именно так", а понимать что это ненулевая вероятность. Из наших текущих знаний понятно, что если будет стабильная среда, то биологическая эволюция не создаст разумную жизнь.
            -
            0
            +
            Наши текущие знания мягко говоря не полны в масштабах Вселенной и основаны на изучении всего одной формы разумной жизни и одной планеты на которой такая жизнь возникла. Поэтому все предположения в том числе о скорости эволюции и частоте возникновения жизни высосаны из пальца. Для хоть каких-то выводов надо найти еще жизнь для сравнения или обследовать достаточно большое количество звездных систем на предмет ее отсутствия. Пока что даже насчет Луны нельзя уверенно сказать "жизни нет" с Марсом тем более непонятно. А вероятность она у любого события не нулевая.
              Alexey Tupota
              20.11.2023
              -
              0
              +
              И. Колупаев, наши знания основаны на понимании устройства материи. Современное понимание химии, например, показывает, что углеродная жизнь безвариантна для наблюдаемых нами условий для жизни (температура, давление, наличие жидкой воды). Никакой другой элемент не может заменить углерод для данных условий. Важно - мы же говорим о разумной жизни, а не о жизни вообще. Для этого условия шансы возникновения серьезно уменьшаются - нужны длительные изменения среды (чтобы развивался разум как инструмент выживания), но не такие резкие чтобы произошло вымирание.
              John Smith
              20.11.2023
              -
              0
              +
              Иван Колупаев, Как минимум одна планета с разумной жизнью нам известна. Конечно, если Вам нужна статистика по разумным планетам -этого мало. Но вместе с тем, о этой одной планете нам хорошо известно и сколько времени понадобилось на развитие разумной жизни, и как и какие барьеры она преодолела на этом пути. Так что судить очень даже можно как например это делает М. Никитин, автор известной книги "Происхождение жизни. От туманности до клетки".
            -
            0
            +
            Проще говоря, вероятность, что какое-то событие за время существования практически бесконечной Вселенной произошло всего один раз и больше нигде и никогда не случалось, не кажется мне такой уж большой.
              John Smith
              20.11.2023
              -
              0
              +
              Иван Колупаев, Про один раз никто и не говорит. Но в нашей галактике мы вполне можем быть первыми и дай бог не последними.
              Alexey Tupota
              20.11.2023
              -
              1
              +
              И. Колупаев, ваша ошибка в том, что вы видите "событие" вместо "результата сложных длительных процессов". А такой процесс может прерваться на любом из этапов, тем более что он занимает далеко не один миллиард лет
                -
                0
                +
                Ну а ваша в том что выдаете свои хотелки за непреложный факт подтвержденный наукой. Событие это возникновение разумной жизни, пусть даже оно результат длительных процессов, но мне к примеру диким кажется мнение что условия для него сложились только на одной планете в одной звездной системе.
          John Smith
          20.11.2023
          -
          0
          +
          Иван Колупаев, я про галактику пока, про всю Вселенную было бы смело делать заявления. Но тем не мене, во Вселенной имеющей Начало кто то так же должен быть первым несмотря на ее бесконечность.
            -
            0
            +
            С галактикой примерно то же самое. Помнится аборигены о. Пасхи называли свой остров не иначе чем «Те-Пито-о-те-Хенуа» или попросту «Пуп Земли» И конечно же делали выводы об устройстве мира на основании своего опыта. Но даже они не были столь самоуверенны и все же верили что за пределами их острова есть что-то еще. Кстати о гипотезе панспермии.
              John Smith
              20.11.2023
              -
              0
              +
              Иван Колупаев, Так а никто не отрицает что за пределами что то может быть. Жизнь на Земле появилась практически сразу как остыла земля и это стало возможным, по видимому это заурядное событие. Когда дойдет дело до межзвездных перелетов вероятно мы будем обнаруживать жизнь в той или иной форме практически в каждой звездной системе, а вот разумную жизнь придется поискать.
                -
                0
                +
                Ничем не хуже предположение что разумная жизнь встречается часто. Только не так чтобы прямо рядом. А мы просто аборигены на затерянном в океане клочке суши до которого никому нет дела.
                Иван Колупаев, люди сто тысяч лет жили в пещерах. Вы заранее принижаете человечество, а ведь есть вероятность что остальные разумные виды в галактике до сих пор рубят камнем дерево.
                -
                0
                +
                Заранее принижаете человечество
                Не надо понимать все буквально. Но специально для вас исправлю: "Мы просто очень продвинутые высокотехнологичные и умные обитатели небольшого острова затерянного в океане космоса" А все остальные дураки и еще с дерева не слезли. Может быть. Но это все теории и абстрактные рассуждения, по факту человек не смог улететь дальше орбиты Луны да и то у многих есть сомнения.
                -
                0
                +
                до сих пор рубят камнем дерево.
                И хорошо если так. А то если они хоть немного похожи на нас землян не ждет ничего хорошего при взаимодействии с более продвинутой цивилизацией.
      Alexey Tupota
      19.11.2023
      -
      1
      +
      Вячеслав, во-первых не нашли, а предположили. Предположительно предположили, по наличию пары изотопов. Во-вторых если внимательно читать про найденные экзопланеты, особенно про Масуфаила12-млрд-летней давности, то вы узнаете что это газовые гиганты не меньше Юпитера, которые вращаются практически в фотосферы звёзды, благодаря чему их называют "горячими" т.к. прогреты на несколько тысяч градусов. Идеальные условия для возникновения жизни :))
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно