199 697

Беглецы и бродяги: кто уничтожил суперземли Солнечной системы и лишил ее обитаемой планеты

5.2

Планеты вокруг нашего Солнца расположены совсем не так, как в других системах. И это имеет крайне необычные практические последствия: расчеты показывают, что вокруг нашей звезды должны вращаться две потенциально обитаемые планеты, а не одна, как сейчас. Одна из них куда-то бесследно исчезла – и это еще в лучшем случае. Рассказываем, почему так получилось и кто конкретно в этом виноват.

Концепция Вселенной и Воды
Вселенная велика, и не спешит раскрывать человеку многие из своих загадок / ©Wikipedia

Обманчивая обыденность – и что за ней прячется

Когда мы глядим на окружающий мир, он часто представляется нам «обыкновенным», обыденным. Однако стоит присмотреться – и все оказывается ровно наоборот. Взять хотя бы место, где мы живем. На первый взгляд, в Солнечной системе все нормально: планеты как планеты. Все примерно так и думали до тех пор, пока астрономия не достигла больших успехов в изучении и моделировании планетных орбит.

Началось с того, что у Юпитера орбита слишком отклоняется от круговой – показывает эксцентриситет (вытянутость орбиты) 0,048, втрое больше, чем у Земли. Между тем орбиту небесного тела тем тяжелее нарушить, чем больше его масса. Исходно планеты в протопланетном диске имели «ровные», круговые орбиты – то есть получить ее «вытягивание» могли только при гравитационном взаимодействии с кем-то еще. Юпитер по массе в 318 раз превосходит Землю и в 2,5 раза – все остальные планеты Солнечной системы. Чтобы «вытянуть» ему орбиту так сильно, нужны гравитационные взаимодействия колоссальных масштабов. С кем? Кто настолько массивен, чтобы повлиять на него?

Уран и Нептун тоже хороши: по расчетам, на своих нынешних местах они должны формироваться дольше, чем мог существовать протопланетный диск. Единственный разумный выход из этого парадокса – предположить, что сначала они образовались куда ближе к Солнцу и уже потом мигрировали подальше.

Однако загадка загадок в нашей системе – это Марс и вообще планеты земной группы. По логике, планета тем массивнее, чем дальше она от Солнца. Ведь чем дальше та или иная часть протопланетного облака от светила, тем меньшая часть вещества этой части диска будет вытеснена вовне излучением звезды и солнечным ветром (потоком заряженных частиц с солнечной поверхности). Вроде бы все так и есть: Меркурий в 15 раз легче Венеры, а Венера в 1,18 раза легче Земли. Но вот на Марсе закономерность сломалась: он в девять раз легче нашей планеты.

Конечно, некоторые проблемы можно снять тем, что гравитация Юпитера «оттянула» часть планетезималей – небольших тел наподобие астероидов, из которых формировались планеты земного типа – вовне, далеко от Марса. Но все расчеты астрономов показывают, что на месте Марса должна была возникнуть планета с 0,5-1,0 земной массы.

Исследователи полагают, что Земля появилась благодаря скоплению крохотных частиц космической пыли / ©NASA

Это далеко не чисто теоретический вопрос, как можно подумать. Дело в том, что Марс лежит в пределах зоны обитаемости Солнечной системы. Будь у него атмосфера хотя бы сравнимая с земной – и она сохраняла бы тепло достаточно, чтобы климат Марса был похож на засушливый земной. Однако на практике в наше время атмосфера там в 150 раз разреженнее нашей – гравитация маломассивной планеты слишком слаба, чтобы удержать более плотную оболочку без терраформирования.

Очевидно, если бы Марс был в пять-девять раз массивнее, чем сегодня, то четвертая планета нашей системы была бы обитаема. Либо ее жизнь колонизировала Землю, либо земные космонавты уже осваивали этот мир – причем с целью массовой колонизации, которая сейчас невозможна без терраформирования продолжительностью в сотню лет.

Есть еще одно «но». Наблюдения за другими планетными системами показывают: там планеты размером с Землю, Венеру, Марс и Меркурий – редкость. Твердые планеты обычно имеют массу заметно больше земной, отчего их называют суперземлями. То есть все наши планеты земной группы – своего рода аномалия. Более того, астрономы Константин Батыгин и Майкл Браун предполагают (и сегодня это принятая большинством ученых гипотеза), что суперземля есть и в Солнечной системе – только невероятно далеко от Солнца, в сотни раз дальше Земли и в десятки раз дальше Нептуна. Само собой, протопланетных дисков таких размеров в нашей системе не было. То есть эта суперземля попала туда каким-то экзотическим образом уже после того, как сформировалась поблизости от Солнца. Как же у нас тут все так странно получилось?

Великое лавирование и Юпитерианский рывок

Наблюдения за другими планетными системами показали, что такое событие, как миграция планет по системе – то к своей звезде, то подальше от нее, – как ни странно, обычное дело, встречающееся в десятках процентов систем. Целый класс планет, так называемые горячие юпитеры, которых у Солнца нет, существует только за счет миграций к своей звезде.

Сами по себе газообразные планеты рядом со звездой возникнуть не могут, излучение просто «выносит» легкие элементы в более удаленные зоны. А вот после образования газовый гигант может потерять стабильность орбиты. Например, если он сталкивается с планетезималями, а те постепенно тормозят его вращение вокруг звезды. При падении скорости вращения планета начинает нарезать вокруг своего светила постепенно сужающиеся круги. При этом ее гравитация вышвыривает встречающиеся по дороге объекты из системы. В итоге «горячие юпитеры» часто оставляют свою звезду вообще без планет земного типа, а сами приближаются к ней так близко, что разогреваются до тысяч градусов.

Из такого сценария ясно: наша система тоже поначалу могла быть совсем иной. Планеты-гиганты не обязательно возникли там, где они сейчас. Поняв это, астрономы построили целый ряд достаточно детальных математических моделей перемещения тел Солнечной системы – и обнаружили неожиданную вещь.

©idtech

Выяснилось, что наиболее вероятный, с точки зрения небесной механики, исходный район формирования Юпитера – тот, что был бы совместим с вытянутостью и расположением его нынешней орбиты – находится на удалении всего в 3,5 астрономической единицы от Солнца, то есть в 3,5 раза дальше нынешнего расстояния между Землей и светилом. Между тем сейчас Юпитер находится на среднем удалении в 5,2 астрономической единицы от Солнца, на четверть миллиарда километров дальше.

Моделирование показало и то, как он туда попал. Исходно столкновения с планетезималями тормозили его вращение вокруг светила, поэтому планета двигалась по орбите медленнее и, соответственно, начала приближаться к ней. На пути «вовнутрь», к Солнцу, гравитация Юпитера прихватила с собой Сатурн.

К счастью для нас, планеты земного типа формируются медленнее газовых гигантов и завершают свое образование после них. Если бы Земля и Марс уже существовали, им пришлось бы туго. Юпитер остановился всего в 1,5 астрономической единицы от Солнца – то есть был к нему чуть ближе Марса. Сформированные планеты получили бы чересчур сильный импульс от его гравитации, а их орбиты были бы слишком нестабильны. С высокой вероятностью они просто вылетели бы из системы.

И все же миграция Юпитера принесла серьезные неприятности нерожденным твердым планетам. Его гравитация резко обеднила район орбиты современного Марса. Газ и пыль из этой части протопланетного диска были буквально сожраны Юпитером, часть планетезималей он должен был выкинуть из системы. Район образования Красной планеты был так обеднен материалом, что Марс получил его намного меньше Земли.

Возникает вопрос: почему Юпитер не остался в 1,5 астрономической единицы от Солнца, а развернулся и пошел обратно? Судя по моделям, Сатурн, двигавшийся вслед за ним, на определенном этапе вступил в орбитальный резонанс с Юпитером. Значит, период двух оборотов Сатурна вокруг Солнца стал равен трем периодам вращения Юпитера (резонанс 3:2 – впрочем, есть вероятность, что он был равен 2:1).

Наличие орбитального резонанса означает, что тела регулярно «встают» друг напротив друга. Гравитационное взаимодействие между ними резко увеличивается, их орбиты получают серьезные корректировки. Взаимодействие с Сатурном утянуло Юпитер обратно как раз вовремя. Что, если бы гигантская планета не остановилась на 1,5 астрономической единицы, а дошла бы до 1,0 единицы – то есть до орбиты Земли? Или даже дальше? Возможно, в этом случае вопросы задавать было бы некому. Земля была бы небольшой планетой типа Марса, благо «прогулка» Юпитера не оставила бы ей много материала для формирования. Если бы на ней и была жизнь, то вряд ли такая же развитая, как сегодня.

Солнечная система в представлении художника. Масштаб расстояний между планетами не соответствует реальному и выбран для наглядности / ©Wikipedia

Путешествие Юпитера туда и обратно не могло не повлиять и на Уран с Нептуном. Изначально они находились не далее 17 астрономических единиц от Солнца. Миграции двух «внутренних» планет-гигантов в итоге выбросили внешние на более далекие орбиты. Там они остаются и сегодня: Уран в среднем – в 19 астрономических единицах от светила, а Нептун – в 30.

Наконец, миграция не прошла даром и для спутников самого Юпитера. Это довольно крупные объекты диаметром в тысячи километров. Если бы они спокойно «стояли на месте» вдали от Солнца, их первичная атмосфера терялась бы гравитационным путем дольше, чем существует наша система. А вот «прогулка» до полутора астрономических единиц сильно разогрела эти атмосферы, из-за чего крупнейшие юпитерианские спутники ее и потеряли.

Почему у нас нет суперземель и история о потерянном гиганте

Как видно на иллюстрации выше, суперземли – самый массовый класс планет, но у нас их нет ни одной. Такие планеты формируются быстрее, чем небольшие тела земной группы, поэтому уже к началу миграции Юпитера они в нашей системе могли существовать. В этом случае их ждала незавидная судьба: они должны были быть уничтожены падением на Солнце.

Оставшийся после этого материал протопланетного диска в областях существования твердых планет Солнечной системы был слишком мал, чтобы сформировать второе поколение суперземель. Все, на что его хватило, – образование четырех планет земной группы, из которых на Землю приходится примерно половина массы.

Но и это не все. Практически любое моделирование ранних миграций в Солнечной системе показывает, что после них ее нынешняя конфигурация маловероятна – в районе считаных процентов, а то и меньше. Согласно самому вероятному сценарию планеты должны быть на иных орбитах, а вытянутость их орбит должна быть несколько другой. Астрономы долго ломали голову над этой проблемой, пока не попробовали ввести в моделирование дополнительные планеты.

Оказалось, при наличии в ранней Солнечной системе не четырех – как сегодня, – а пяти планет-гигантов вероятность образования системы в нынешнем облике сильно растет. Почти наверняка около 4,6 миллиарда лет назад таких планет было, на самом деле, пять, а пятая была ледяным гигантом – типа Урана или Нептуна.

Более того, астрономы Батыгин и Браун, выдвинувшие гипотезу о девятой планете, вращающейся в сотнях астрономических единиц от Солнца, отмечают, что это, скорее всего, и есть крупный объект (или один из них), некогда выброшенный великим путешествием Юпитера туда и обратно.

Бильярд космических масштабов

Итак, практически вся архитектура Солнечной системы определена событиями той поры, когда Земли еще не было. На месте, где сейчас находятся Меркурий, Венера, наша планета и Марс, могла быть суперземля – а то и не одна. Планет-гигантов тогда было пять, а не четыре. Хаотическая миграция Юпитера и Сатурна уничтожила все древние суперземли, сбросив их на Солнце, а заодно выкинула «на мороз» нынешнюю девятую планету Солнечной системы. Заодно и сами Юпитер с Сатурном удалились от Солнца, а Уран и Нептун отошли от светила еще больше.

Из этого видно, что миграция планет-гигантов – ключевой механизм, управляющий сценарием эволюции планетной системы. Те из них, что имеют «горячие юпитеры», вообще могут быть лишены планет земного типа и шансов на обитаемость. Их планеты-гиганты так горячи потому, что их миграция закончилась поблизости от звезды – у них не было своего Сатурна, который смог бы их развернуть. Постоянное пребывание гигантских планет на близких к звезде орбитах делает наличие в обитаемой зоне еще и меньшей по размерам твердой планеты менее вероятным.

Bce семь плaнeт cиcтeмы TRAPPIST-1 лeгкo впиcывaютcя в opбитaльный путь Mepкуpия / ©v-kosmose

Те системы, где миграции планет-гигантов вовсе не было, получают по несколько суперземель – плотно «упакованных» на близких орбитах. Сходных систем немало в окрестностях Солнца: например, в системе TRAPPIST-1, в 40 световых годах от нас. Пока трудно сказать, насколько они обитаемы, но если они действительно пригодны для жизни, то обитаемых планет в таких системах может быть больше одной, а иногда больше двух. Так это или нет – астрономы могут узнать уже в ближайшие десятилетия.

До начала массовых открытий экзопланет среди ученых была распространена точка зрения, согласно которой Солнечная система – благоприятное место для образования планет земного типа и жизни. В свете Великого лавирования Юпитера эта гипотеза кажется не вполне оправдавшей себя. Первый набор твердых планет в нашей системе был просто уничтожен. Да и второй набор, планеты типа Земли и Марса, собранные по принципу «по сусекам поскребли, по амбару помели», чудом избежали уничтожения или вышвыривания «на мороз» межзвездного пространства. Похоже, рождение дома для жизни в нашей системе протекало необычайно трудно, а количество пригодных для обитания планет у нас заметно ниже того, что можно было ожидать в более спокойном месте.

Ученые разработали подход, позволяющий создавать новые светоизлучающие материалы на основе органических соединений палладия. Открытие в перспективе может стать основой для светодиодов нового поколения, которые будут использованы при создании дисплеев в смартфонах, мониторов, а также приборов ночного видения.

Диалог о событиях, которые произошли за день, больше повлиял на развитие речи ребенка, чем совместное чтение или игра с конструктором. К такому выводу пришли ученые из США и Дании.

Nick PL
20.05.2022
1 Как сатурн будучи внешним подвиг массивный юпитер внутрь, к солнцу? 2 Что послужило тригером сменить движение к солнцу двух массивные планет на обратное? 3 Суперземля сброшена юпитером на солнце. Вопрос - откуда взялся материал ещё на одну немаленькую планету? Ведь все собрала Суперземля.
Автор популяризатор для которого слово наука стала то ли идолом, то ли истиной, как и его непогрешимое мнение... Хочу напомнить что нет окончательных, истинных, отраслей науки, а только промежуточные теории-данные. В этой теории учтены системы minor planets - Amor, Apollo, Aten, Atira? А может пояс Койпера, или облако Оорта? А почему даже нет упоминания? Или это уже не Солничная система?
    19.03.2021
    "А почему даже нет упоминания? Или это уже не Солничная система?" Потому что в тексте речь идет о конкретных областях Солнечной системы -- и среди них нет околоземных астероидах или поясе Койпера с облаком Оорта. Разумеется, настолько далекие (в случае двух последних) или маломассивные (в случае первых) группы объектов на описанные в тексте вопросы влияния не оказали.
Evgeny Paltsev
18.02.2021
Есть законы природы, которые веками, в частности, физики и механики небесных тел, накапливались и систематизировались для научных доказательств происходящих явлений ( например, Ландау Л.Д.-Теоретическая физика). Глубоко разбирающиеся в небесной механике ученые до сих пор не могут точно решить задачу трех тел в в полях гравитации. Хоть какое-то физико-математическое обоснование динамики планет солнечной системы является шажком вперед в наших познаниях. Автору хорошо бы познакомится с теоретическими основами в упомянутой монографии, а не пользоваться умозрительной волшебной палочкой перемещая планеты с одних орбит на другие....Изложенный сценарий - для сказочного, не подчиняющемуся законам природы мультфильму...
    Филипп
    16.02.2022
    Учёные не могут решить задачу трёх тел в аналитическом виде. Более того, они давно выяснили, что общего аналитического решения у неё нет и успокоились. А вот получать численные решения им ну абсолютно ничто не мешает. Точно так же, как трансцендентность Пи ну ни разу не мешает вычислять его с любой требуемой точностью.
Div Dar
12.02.2021
Всё это похоже на сюрреалистичный бред грантоедов от науки. Прям боевик какой-то получается-))) Мне, вот, теория Бутусова нравится.
Забавно... Выходит, детей жрал как раз Зевс, а Крон оттащил его за уши. Греки облажались...
Developer Vovapro
В любой семье дети разные, как внешне, так и по габаритам. Все Планеты живые - это дети Солнца. Они постепенно подрастают благодаря солнечному "питанию" и удаляются. У них появляются дети-спутники: у старших - больше, у младших меньше. Наша Земля ежегодно удаляется от Солнца на 15 см. Через 5-6 млрд лет Земля окажется на месте Марса, а на Венере венереанцы даже и не узнают о бурной жизни на нашей Планете (уже под другим именем). Мы для нашей Планете вроде насекомых, вымирающих "зимой" и возрождающихся "весной".
Sergy Ostapenko
29.12.2020
Здравствуйте! Поясните подробнее, почему сначала Юпитер "повёл" с собой Сатурн к Солнцу, а потом Сатурн потащил его обратно. Это же не может быть произвольным. И если первое ещё понятно - масса Юпитера больше - то обратный путь представляется несколько странным. Разве не более вероятно, что выстраиваясь в линию с Солнцем Юпитер благополучно и необратимо таки довел бы соседа до центра системы?
    09.01.2021
    Из текста и видно, что это никак не было произвольным: "Сатурн, двигавшийся вслед за ним, на определенном этапе вступил в орбитальный резонанс с Юпитером. Значит, период двух оборотов Сатурна вокруг Солнца стал равен трем периодам вращения Юпитера (резонанс 3:2 – впрочем, есть вероятность, что он был равен 2:1). Наличие орбитального резонанса означает, что тела регулярно «встают» друг напротив друга. Гравитационное взаимодействие между ними резко увеличивается, их орбиты получают серьезные корректировки. Взаимодействие с Сатурном утянуло Юпитер обратно как раз вовремя." Юпитер сначала мог вести за собой Сатурн к Солнцу потому, что масса Юпитера так велика, что он и без резонанса может "сдвинуть" орбиту Сатурна. А вот когда возник резонанс, Сатурн стал тормозить его своей гравитацией намного сильнее, чем до возникновения резонанса. "Разве не более вероятно, что выстраиваясь в линию с Солнцем Юпитер благополучно и необратимо таки довел бы соседа до центра системы?" Нет. Сила тяготения пропорциональна квадрату расстояния между телами, раз, и два, у Юпитера есть огромная скорость вращения вокруг Солнца. Для попадания в "центральную точку системы", то есть падения на Солнце, эту огромную орбитальную скорость надо как-то погасить, что энергетически очень сложно. А вот Сатурну, чтобы отклонить траекторию движения Юпитера вовне, вовсе не нужно было гасить его орбитальную скорость. Этот вариант энергетически намного проще.
Это просто домыслы. И теории, на который вы строите свою недоказанную чушь. Вы хотите видеть, чтобы это было так и подстраиваете мир под своё понимание. Вот только вселенная живёт по своим законам. Вы, заблудившийся логик. Таких много. Кто-то доказывает плоскую землю, и тянет за собой тысячи людей. Кто-то очень умно делает выкладки всяких и магнитных и других "вечных двигателей" для них всех их логика неоспорима. Но, в реальном мире, не работает всё это. Мир и вселенная живут по своим законам. А вы, ребята, просто муравьи, которые пытаются скребсти ямки, не понимаю, что находятся, на громадном генераторе. Ерунду ты написал, честно тебе скажу. Лучше бы ты свой ум, и осознание, в реальное действие, и реальную пользу людям направил. Потому как твои умозаключения, далеки от реальности подлинной.
    21.12.2020
    "Это просто домыслы. И теории, на который вы строите свою недоказанную чушь". Вы не пробовали читать статью? Нет, это не домыслы, и в статье на эту темы есть гиперссылки. Нет, это не мои гипотезы, я лишь пересказываю гипотезы астрономов. "Ерунду ты написал, честно тебе скажу" Если вам угодно считать себя умнее астрономов -- считайте дальше. Но будьте готовы к тому, что никого кроме вас эта ваша позиция убедить не сможет, увы.
Как бы банально это не звучало ; сначала появились ( люди) Адам и Ева , и с тех пор и начались любые действия для продвижения и развития прогресса , появились уже страны и политика , экономика и технология , оружие усовершенствуется до такой степени что можно весь мир превратить в " золу " , просто всё легко уничтожить ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- но здесь одно "но" , человек в этот мир пришёл как гость , и у него есть один вариант " познать окружающий мир и Творца " , и только потом он выйдет победителем . Человек это такая интересная " машина " и даст фору любому компьютеру и любой технологии если сможет понять сам себя ... Даже если хоть один человек это поймёт --- то спасётся весь МИР . ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ .
    27.11.2020
    А при Нибиру будет? Если серьезно -- то удивляетесь зря. Эта книга имеет такое же отношение к астрономии, как Фоменко к истории. То есть никакого. Вы уж извините, если вы ее автор, но таковы факты. Отсюда и неприметность.
"Наблюдения за другими планетными системами показывают..." За какими это другими? Ну-ка назовите! Вообще, статья напоминает мне бред одного"известного" астронома про существование двойника Земли - Глории.
    26.11.2020
    Вот такими как Trappist-1 к примеру. Попробуйте прочитать статью полностью, там даже картинка есть. С тех пор как мы учили астрономию в средней школе прошло много лет, СССР развалился, а ученые открыли тысячи экзопланет и планетных систем. Все перечислять нет смысла, может сами в поисковике наберете?
    26.11.2020
    "За какими это другими? Ну-ка назовите! " Вам все перечислить? На сегодня открыто много тысяч экзопланет, список будет длинным. Но вообще-то, часть этих систем в тексте указаны. Если бы вы его внимательно прочли, то заметили бы это.
Как-то странно рассказывать сказку от середины: вот было пыле-газовое облако... гравитация собрала комки... образовалась звезда и планеты... А надо от начала. Каково начало таково будет и кончало, и середина тоже. Если был большой взрыв и от него все пошло быть и до сих пор все рождается в каждой точке пространства и разбегается, то откуда взялось пыле-газовое облако. Брехня какая-то получается. Правду сказал А. Пушкин, что ученые "идут на лево песнь заводят, направо - сказки говорят".
    26.11.2020
    Сказки рассказывают в другом месте. А описывать ситуацию от Большого Взрыва -- брошюра выйдет, а не статья. "Если был большой взрыв и от него все пошло быть и до сих пор все рождается в каждой точке пространства и разбегается, то откуда взялось пыле-газовое облако. Брехня какая-то получается. " Если об астрономии ничего не зная столь энергично считать свое мнение мерилом -всего -- то всегда брехня будет получаться. В целом проблемы нет, потому что описанная вами картина " и до сих пор все рождается в каждой точке пространства и разбегается" неверна.
    26.11.2020
    Дело в том, что физика пространства для нас до сих пор - загадка за семью печатями. Постоянно открывают то одно, то другое. С чёрными дырами недавно вроде только разобрались, космические струны вылезли... Наука движется, рождаются новые гипотезы, которые не всегда укладываются в общепринятую Теорию мира. Поэтому никто точно сказать не может, как оно всё было и как оно всё устроено. А Вы хотите, чтобы Вам вот так вот взяли, и всё сразу разложили по полочкам. Кроме того, популяризация - это упрощение. Это как в школьном курсе физики Вам дают россыпь формул, которые нужно тупо вызубрить. И только получив нормальный матаппарат в институте, Вы понимаете, что все эти формулы выводятся из одной. Но, тем не менее, не имея общей картины, Вы вполне можете рассчитать, сколько времени и бензина Вам понадобится, чтобы доехать из А в Б.
    Что, простите?
    27.11.2020
    В принципе, интересующимся никто не мешает найти по теме что-то более объемное, если есть неутоленные запросы. Лит-ра по теме (очень кратко, есть и другие источники)--- Кононович Э.В., Мороз В.И. - Общий курс астрономии - 2004 Сасскинд Л. - Космический ландшафт. Теория струн и иллюзия разумного замысла Вселенной (New Science) - 2015 Хокинг С, Млодинов Л. - Кратчайшая история времени.2011 (и другие книги данных авторов) Хокинг С. - Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. - 2008 (и другие книги данного автора) Хокинг С., Эллис Дж. - Крупномасштабная структура пространства-времени. - М. Мир, 1977, Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум.М.Наука.1987 Рэндалл Л. - Достучаться до небес. Научный взгляд на устройство Вселенной - 2014 Карл_Эдвард_Саган_-_Космос_(Человек.Земля.Вселенная)_2008 Голдберг Д. - Вселенная в зеркале заднего вида (Золотой фонд науки) - 2015
Vladi Smolovich
25.11.2020
Распределение планет в Солнечной системе подчиняется правилу Тициуса-Боде. Радиусы первых восьми планет (пояс астероидов приравнивается по этому закону к планете) достаточно точно соответствуют значениям, которые указывает закон Боде. Поэтому у нас нет оснований считать, что строение Солнечной системы в прошлом было иным. Если и имели какие-то изменения, то речь идёт о считанных процентах. Эксцентриситет орбиты Меркурия примерно в четыре раза выше, чем Юпитера.
    25.11.2020
    " закон Боде." Никакого закон Боде не существует -- только эмпирической правило. " Поэтому у нас нет оснований считать, что строение Солнечной системы в прошлом было иным. " Читали ли вы текст? Знакомы ли с правилом Тициуса-Боде? Если да -- то должны понимать, что оно никак не может указывать на то. каким могло или не могло быть строение Солнечной системы в прошлом. Потому что оно не задает абсолютных расстояний, только относительные, а если у всех планет дистанции были иными, то правило Тициуса0-Боде никак не нарушается. "Если и имели какие-то изменения, то речь идёт о считанных процентах." Жаль, что наука астрономия не в курсе этой вашей точки зрения и не разделяет ее. "Эксцентриситет орбиты Меркурия примерно в четыре раза выше, чем Юпитера." А фразу "Между тем орбиту небесного тела тем тяжелее нарушить, чем больше его масса" в тексте вы не заметили? Справочно: масса Меркурия в тысячи раз меньше, чем у Юпитера. Неудивительно, что Меркурию намного проще иметь высокий эксцентристет, чем Юпитеру.
Tony Outis
23.11.2020
Если вероятность возникновения жизни так мала, то мы просто обязаны стать мультипланетарным видом.
    23.11.2020
    Даже скажу более - пока нет железных доказательств существования жизни за пределами Земли - любая уверенность в существовании инопланетной жизни не строится ни на чем, кроме веры, что она есть. И если мы всё таки одни во Вселенной, это значит, что если мы не станем колонизировать планеты Солнечной Системы, то когда Солнце увеличит яркость переходя в состояние красного гиганта - единственная искра жизни во Вселенной погаснет. И не факт что потом возникнет где ни будь ещё. А мы, люди - единственный вид, который может вынести жизнь за пределы нашей планеты и даже за пределы нашей системы и можем сделать жизнь распространенным явлением. И этим надо пользоваться. Более того - наша система тому располагает. Если бы Земля была суперземлей, мощности ракет не хватило бы для выхода в космос. И если бы Марс был мощнее - старшип для возвращения не подошел бы. Да и Луна у нас очень близко и удобно для старта колонизации.
      23.11.2020
      Вселенная бесконечна, существует давно, есть вероятность что то, что сейчас называется и воспринимается как большой взрыв на самом деле является чем-то иным и вселенная существовала всегда, а значит в любом случае разумная жизнь во вселенной помимо нас есть, но скорее всего так далеко, что или свет ещё до нас недошёл или выходит за рамки того, что мы можем увидеть.
        23.11.2020
        ну, если, в бесконечном ряду единиц где то спустя триллионы единиц попадется 2 - это не значит, что в последующем бесконечном ряду единиц она опять обязана попасться. То есть чисто математически жизнь может быть где то среди бесконечного количества планет. Но может не равно обязана. То есть бесконечность не обязана включать в себя все возможные варианты, иначе планеты из сыра тоже где-то должны попасться. Бесконечность может включать и уникальные варианты. А до уникального варианта и после него может бесконечно повторяться типичные варианты планет без жизни. Вот когда будут найдены хотя бы бактерии вне земли, причем именно железное доказательство присутствия бактерий, а не предположения - вот тогда да, тогда сомнений в присутствии инопланетной жизни уже не будет. Но пока что не найдено ничего. Вообще ничего.
          24.11.2020
          Не стоит считать себя уникальными, неповторимыми. Для меня неверие в существование жизни во вселенной кроме нас - именно продолжение эгоцентризма. Да, можно всё построить на математике, которая тоже не без изъянов, и сказать что мы одни, но я ни за что не поверю, что в расчёт взяты все вероятности.
          26.11.2020
          Чисто философский вопрос. Вот японцы, емнип, ставили опыт на МКС по выживаемости микроорганизмов в космосе. Были у них там кюветы, в которых они высаживали колонии и выставляли эти кюветы в открытый космос. Вроде, получилось у них определить, что некоторые бактерии сохраняют жизнеспособность более 5 лет. Допустим, астронавт неловко повернулся и кювета с образцами улетела в космос. После этого можно утверждать, что жизнь в космосе есть? А через сто миллионов лет?
      23.11.2020
      Все-таки теория о том что "мы одиноки во вселенной" выглядит вероятной только в случае если мы живем в симуляции и вся эта наша "уникальная система" чей-то эксперимент по выведению "человека разумного", а то и для совершенно других целей. Тогда конечно возможно все, даже самые удивительные странности, в т.ч. уникальность земной жизни. В ином случае, здравый смысл подсказывает - то что могло случиться один раз (на Земле) просто обязано повториться где-то еще в бесконечной-то вселенной.
        23.11.2020
        ну, если, в бесконечном ряду единиц где то спустя триллионы единиц попадется 2 - это не значит, что в последующем бесконечном ряду единиц она опять обязана попасться. То есть чисто математически жизнь может быть где то среди бесконечного количества планет. Но может не равно обязана. То есть бесконечность не обязана включать себя все возможные варианты, иначе планеты из сыра тоже где-то должны попасться. Бесконечность может включать и уникальные варианты. А до уникального варианта и после него может бесконечно повторяться типичные варианты планет без жизни. Вот когда будут найдены хотя бы бактерии вне земли, причем именно железное доказательство присутствия бактерий, а не предположения - вот тогда да, тогда сомнений в присутствии инопланетной жизни уже не будет. Но пока что не найдено ничего. Вообще ничего.
          23.11.2020
          Ну пока что мы и искали лишь "под фонарем" Очень-очень близко, там куда смогли дотянуться. Луна мир безжизненный по понятным причинам, На Венере жарковато, да и не искали особо. Марс под вопросом. Обследована очень небольшая часть поверхности только в местах удобных для высадки марсоходов. Делать на основании этого вывод "жизнь нигде не обнаружена" немного рановато )) Что к нам никто не прилетел, тоже не повод думать что никого и нету. По галактическим меркам наша "исключительная система" жуткие задворки вряд ли способные вызвать интерес у высокоразвитых цивилизаций. А цивилизации подобные нашей не умеют путешествовать на межзвездные расстояния. Да и со связью плоховато, только-только открыли радио - способ связи медленный и неудобный, вряд ли им кто-то пользуется кроме нас и подобных нам аборигенов.
          SovietWarryor
          30.11.2020
          К чему ваша глупая абстракция с бесконечными числовыми рядами? В отличие от оной абстракции, во вселенной очень ограниченный набор химических элементов, ещё более ограниченный набор спектральных классов звёзд. Просто неизбежно, кто где-то обязательно существует не просто жизнь, но сходного с нами типа на углеродной основе.
            30.11.2020
            количество цифр тоже в моей глупой абстракции ограничено лишь 10-ю. От 0 до 9. Но в бесконечном ряду единиц если и попадется одна двойка, это не значит что где-то обязана попасться вторая. В противном случае по такой логике раз где-то должна существовать жизнь только потому, что она есть у нас, то и где-то должна существовать целая планета из сыра с молочными реками. Только потому, что сыр есть и у нас.
            30.11.2020
            а если жизнь все таки существует, то максимум сходного с нами типа на углеродной основе. На других основах химические элементы не могут образовать столько полимеров, сколько может углерод. Поэтому если жизнь где-то и существует, то только на углеродной основе. И то, не факт, что существует.
      Станислав
      26.11.2020
      Во вселенной бесконечное число планет. Из них часть обитаема хотя бы на основании того, что один раз гарантированно жизнь появилась. Жизнь не исключение из правил, скорее само наше существование, равно как неожиданное возникновение является доказательством этого правила. Почему мы не можем установить с кем либо контакт? Если мы возвращаемся к теории вселенная от начала до сейчас за год то не исключено, что кто то себя уже успел самовыпилить, кто то еще не развился до нашего уровня передачи сигналов, к примеру у них только начали исследовать астрономию, либо удаленность такова, что ближайший сигнал поступит к нам через 1000 лет. А то и дольше. Слепо говорить о том, что пока мы не увидим и не услышим других, ничего и никого нет - не правильно, что ли. Вопрос не в вере как например вера в бога. Богов никто не видит и не видел, если в горячке только. Я говорю про веру в нас. Если появились мы, то 100% где то появились они. Отрицать это, равносильно отрицанию существования жизни на нашей планете. Ну и соответственно что есть жизнь? На тех планетах она может только зарождаться, может не будет разумной жизни, или она будет не по нашему типу - кремний, углерод, энергия... Вариантов множество. Представь разумных существ, обитающих в воде - а ля русалки и русалы. Как ты представляешь изучение ими дальнего космоса)))?
    23.11.2020
    Уважаемая редакция! Куда деваются посты? Сейчас целый час вымучивал из себя пост, даже после отправки отредактировал его... И где он? Вот на этом месте должен быть.
      23.11.2020
      Добрый день! Опишите баг, пожалуйста, попробуем воспроизвести.
        23.11.2020
        Вчера написал пост. Сохранил. Перешел на главную. Читаю статьи. На то, появился мой пост в ленте - внимание не обратил. Через какое-то время обновляю страницу, смотрю - моего поста в ленте нет. Сегодня написал пост. Сохранил. После сохранения вижу, что он не на месте. Скопировал. Удалил. Вставил на место. и остался на этой же странице. Заметил ошибку. Исправил. Перешёл на главную - в ленте нет. Возвращаюсь в это место - действительно, поста нет. Добавление. Вот, более менее пост восстановил. Т.е. то же содержание.
    23.11.2020
    Если использовать знаменитую модель "Вся история вселенной за один год", то можно заметить, что от момента появления первых скал (25.09) до зарождения жизни (02.10) прошла всего неделя. Т.е. как только кора Земли подуспокоилась, на Земле практически сразу появилась жизнь. Что делает теорию панспермии более весомой. Но, если была панспермия, то вероятность зарождения жизни на любой планете Солнечной системы равновероятна. А в земной группе у нас только Марс и Земля. При этом Марс какой-то побитый, с искривлённой траекторией. Да что-то мелькало, что наша Луна по хим. составу ближе к Марсу, чем к Земле. А что, если на самом деле в нынешнем Поясе Астероидов была планета, которая потом взорвалась? Отсюда и побитый Марс, и искривление орбиты Марса и Юпитера, и куча осколков у Сатурна? А с учётом того, что появление человека в масштабе "Вселенная за год" - последние два часа, то почему бы не допустить, что человек на Фаэтоне появился на пару дней раньше? А с учетом того, что один день в этом масштабе - около 160 млн. лет, то пусть даже на 1 день? И что произошло с тогда с Фаэтоном? Термоядерная локальная война, или галактическая война? А может, неосторожный научный эксперимент? А может, те гипотезы, которые сейчас есть про посещение Земли инопланетянами со всеми египетскими пирамидами, золотыми самолётиками и прочими древними мегастройками и появление человека разумного - это и есть колонизация Земли? Мы же тоже на Марс собрались. А будь Марс хоть чуточку более пригодный для жизни - уже давно бы там жили? Эх... Как в детство окунулся вновь)))
      24.11.2020
      Как много если и как случайно всё, что происходит, хоть и толикой закономерностей. Разумная жизнь в космосе есть(имхо), мы не уникальны, но она(что хорошо, ибо мы слишком слабы) слишком далека как по времени, так и по расстоянию. Мы бы давно могли иметь колонии за пределами земли, но тогда мы были слишком юны, чтобы понять важность этого шага. Сейчас мы также юны, хоть и стали старше, но всё ещё не понимаем важного этого шага.
      27.11.2020
      Необязательно человек там мог быть. Человек ведь тоже случайно образовался, рез-т какой-то мутации у приматов, и он стал лучше обучаться. Этой мутации могло и не быть. Тоже самое могло случиться и с дельфинами, и с воронами, они могли бы занять вакантное место. Природа не терпит пустоты. Непонятно, почему судьбу Фаэтона решила война, эксперимент и т.д. Слишком мало мощности по моему. Гравитационное взаимодействие вполне могло разорвать его.
    Едил
    К Evgen Storm и Исаак Кларк. Тест на цензуру: Раскатал губу на 3 млрд лет. – 3 сотни лет уникальной, возможно единственной Цивилизации жить осталось. Все - естественно, точнее искусственно умирают из-за террористов типа Путина. "Великий фильтр". Кстати, Березин – лучший научпоп Рунета.
22.11.2020
На Фаэтоне совсем крест поставили?
    22.11.2020
    Концепция Фаэтона сформировалась тогда, когда было еще не вполне ясно, что в Главном поясе астероидов в 100 раз меньше массы, чем надо, чтобы утверждать, что там могла быть планета. Поэтому да, на сегодня эта концепция астрономами не поддерживается.
      22.11.2020
      То, что сейчас там массы маловато, это было известно давно. Просто столько интересных гипотез было, что случилось с планетой и куда делись осколки.
        23.11.2020
        Думаю, что этот вопрос настолько интересен, что заслуживает отдельной статьи в стиле А. Березина. Возьмётесь?
          23.11.2020
          Думаю, что если в формате -- "В поисках потерянных планет: Вулкан, X и Фаэтон. Как астрономы ищут планеты, которых не было, и почему это полезно" -- то можно попробовать (если редактор санкционирует, конечно). Но, боюсь, это уже декабрь, раньше график забит.
            23.11.2020
            С нетерпением буду ожидать!))) Только лучше не "которых не было", а "которых нет". Возможно, что-то там и было миллионы лет назад? Учёный же всегда должен сомневаться ;)
      Sergy
      29.12.2020
      может их растащили соседи?
      Георгий
      17.02.2021
      Посчитать надо все кратеры на других планетах и их спутниках - должно набраться на две планеты, Фаэтон и та что в нее врезалась. Надо учесть и то, что как минимум одно ядро стало спутником другой планеты. на орбите Фаэтона осталась малая часть обломков.