Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Астрономы предупредили об опасности Starlink для радиотелескопов
Многочисленные флотилии спутников уже препятствуют астрономическим наблюдениям в оптическом диапазоне, а вскоре начнут вмешиваться и в работу радиотелескопов.
В будущем году в ЮАР и Австралии должно начаться возведение долгожданного радиоинтерферометра SKA (Square Kilometre Array, «Антенная решетка километровой площади»). Инструмент, включающий сотни антенн, разделенных расстоянием в тысячи километров, сможет вести наблюдения в радиодиапазоне с небывалым до сих пор разрешением. «Первый свет» он даст в 2027-м, но уже сейчас участвующие в проекте астрономы бьют тревогу.
На сайте SKA опубликовано официальное обращение ученых, призывающее к строгому регулированию «мегафлотилий» спутников, которые быстро разворачивают в космосе такие компании, как SpaceX со своим проектом Starlink. Чтобы предоставить глобальный доступ в интернет, она наращивает группировку низкоорбитальных аппаратов, доводя ее до запланированных 12 тысяч. А следом за ней развиваются другие аналогичные проекты, например OneWeb и Project Kuiper.
Отблески спутников уже начинают мешать астрономическим наблюдениям в видимом диапазоне, и под давлением научного сообщества Starlink принимает некоторые меры для того, чтобы снизить «световое загрязнение» неба. На спутники наносят специальное покрытие, устанавливают дополнительные элементы для снижения отражающей способности. Однако в радиодиапазоне все это, разумеется, не работает.
Антенны SKA расположены в удаленной местности, для снижения шума даже пользование мобильной связью на территории будет запрещено. Однако благодаря «космическим провайдерам» шум может прийти не только с Земли. Те же Starlink используют для передачи данных немалую часть диапазона от 10,7 до 12,7 ГГц — одного из семи, в которых должен вести наблюдение SKA. Именно он позволяет распознавать присутствие в далеком космосе многих важных веществ, включая воду и органику.
Участвующие в проекте астрономы подсчитали, что группировка из 6400 спутников приведет к снижению чувствительности инструментов в этом диапазоне на величину до 70 процентов. Если же число подобных аппаратов, работающих на орбите, превысит 100 тысяч — такие прогнозы дают многие эксперты отрасли, — важный для науки диапазон станет полностью бесполезным.
По мнению ученых, к проблеме следует подключить Международный союз электросвязи (ITU), действующий при ООН и регулирующий использование радиочастот. Возможно, необходимо ввести требования, по которым спутники будут отключать передатчики, проходя над удаленными районами, где ведутся астрономические наблюдения, или переходить на другие частоты.
По словам директора американской Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) Тони Бисли (Tony Beasley), на этот счет уже проходят консультации со SpaceX, а в ближайшие год-два должны провести эксперименты. Другие астрономы призывают не полагаться на добрую волю бизнеса и апеллировать сразу к правительствам и ООН. Возможно, в будущем году в ООН действительно пройдут обсуждения по защите оптической и радиоастрономии от будущих спутниковых «мегафлотилий» — по большому счету по защите чистого неба.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.
Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.
Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии