Астрономы предупредили об опасности Starlink для радиотелескопов — Naked Science

Астрономы предупредили об опасности Starlink для радиотелескопов

6.3

Многочисленные флотилии спутников уже препятствуют астрономическим наблюдениям в оптическом диапазоне, а вскоре начнут вмешиваться и в работу радиотелескопов.

©ESA Science Office

В будущем году в ЮАР и Австралии должно начаться возведение долгожданного радиоинтерферометра SKA (Square Kilometre Array, «Антенная решетка километровой площади»). Инструмент, включающий сотни антенн, разделенных расстоянием в тысячи километров, сможет вести наблюдения в радиодиапазоне с небывалым до сих пор разрешением. «Первый свет» он даст в 2027-м, но уже сейчас участвующие в проекте астрономы бьют тревогу.

На сайте SKA опубликовано официальное обращение ученых, призывающее к строгому регулированию «мегафлотилий» спутников, которые быстро разворачивают в космосе такие компании, как SpaceX со своим проектом Starlink. Чтобы предоставить глобальный доступ в интернет, она наращивает группировку низкоорбитальных аппаратов, доводя ее до запланированных 12 тысяч. А следом за ней развиваются другие аналогичные проекты, например OneWeb и Project Kuiper.

Отблески спутников уже начинают мешать астрономическим наблюдениям в видимом диапазоне, и под давлением научного сообщества Starlink принимает некоторые меры для того, чтобы снизить «световое загрязнение» неба. На спутники наносят специальное покрытие, устанавливают дополнительные элементы для снижения отражающей способности. Однако в радиодиапазоне все это, разумеется, не работает.

Антенны SKA расположены в удаленной местности, для снижения шума даже пользование мобильной связью на территории будет запрещено. Однако благодаря «космическим провайдерам» шум может прийти не только с Земли. Те же Starlink используют для передачи данных немалую часть диапазона от 10,7 до 12,7 ГГц — одного из семи, в которых должен вести наблюдение SKA. Именно он позволяет распознавать присутствие в далеком космосе многих важных веществ, включая воду и органику.

Участвующие в проекте астрономы подсчитали, что группировка из 6400 спутников приведет к снижению чувствительности инструментов в этом диапазоне на величину до 70 процентов. Если же число подобных аппаратов, работающих на орбите, превысит 100 тысяч — такие прогнозы дают многие эксперты отрасли, — важный для науки диапазон станет полностью бесполезным.

По мнению ученых, к проблеме следует подключить Международный союз электросвязи (ITU), действующий при ООН и регулирующий использование радиочастот. Возможно, необходимо ввести требования, по которым спутники будут отключать передатчики, проходя над удаленными районами, где ведутся астрономические наблюдения, или переходить на другие частоты.

По словам директора американской Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) Тони Бисли (Tony Beasley), на этот счет уже проходят консультации со SpaceX, а в ближайшие год-два должны провести эксперименты. Другие астрономы призывают не полагаться на добрую волю бизнеса и апеллировать сразу к правительствам и ООН. Возможно, в будущем году в ООН действительно пройдут обсуждения по защите оптической и радиоастрономии от будущих спутниковых «мегафлотилий» — по большому счету по защите чистого неба.

Ученые из Германии и Нидерландов выяснили, что начиная с 1960 года значительная часть лесов превратилась в пахотные земли, а саванн — в пастбища. Эти территории по площади эквивалентны Африке и Европе, вместе взятым.

На держатели истребителя F-15E Strike Eagle подвесили пять крылатых ракет AGM-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missile. Это один из самых современных комплексов такого типа в арсенале Военно-воздушных сил США.