Астрономы открыли древнейшую из галактик редкой кольцеобразной формы — Naked Science
26.05.2020

Астрономы открыли древнейшую из галактик редкой кольцеобразной формы

6.2

Кольцеобразная галактика R5519 возрастом почти 11 миллиардов лет снова заставляет задуматься о том, как формировались такие большие и сложные объекты в ранней Вселенной.

Галактика R5519 глазами художника
Галактика R5519 глазами художника / ©James Josephides, Swinburne Astronomy Productions

Среди великого множества известных на сегодня галактик несколько сотен выделяются необычными и разнообразными особенностями строения. Такие пекулярные галактики не удается отнести к какому-нибудь обычному классу — спиральных, эллиптических и так далее. Но и среди них обнаруживаются близкие группы: например, кольцеобразные, такие как знаменитый Объект Хога. Новую такую галактику недавно открыли австралийские ученые.

Расположенная в 10,8 миллиарда световых лет R5519 — первая кольцеобразная галактика, обнаруженная дальше на таком приличном расстоянии. Средний внешний диаметр ее кольца превышает 42 тысячи световых лет, а диаметр отверстия в центре — более 17,5 тысячи. Об этом Тяньтянь Юань (Tiantian Yuan) и ее коллеги из Технологического университета Суинберна пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Астрономы предполагают, что R5519 образовалась в результате лобового столкновения «обычной» дисковой галактики с карликовой соседкой, которая разрушила ее ядро. На это, в частности, указывает повышенная скорость звездообразования в кольце, достигающая 80 солнечных масс в год. Столкновение могло создать ударные волны, которые распространялись от центра к периферии, формируя уплотнения газа и пыли, стимулируя появление в них новых звезд.

Композитное изображение галактики R5519, составленное из снимков космического телескопа Hubble / ©Tiantian Yuan, HST

Появление кольцеобразной галактики в ту далекую эпоху — менее трех миллиардов лет после Большого взрыва — указывает, что уже тогда ей предшествовала вполне сформированная и упорядоченная дисковая галактика, хотя считается, что появление таких высокоструктурированных и крупных объектов требует куда больше времени.

Это уже не первое свидетельство тому, что подобные галактики могли рождаться намного раньше — и существующие модели их образования, возможно, неполны. Вспомним, что недавно астрономы сообщили об обнаружении большой спиральной галактики, сформировавшейся спустя полтора миллиарда лет после Большого взрыва. Дисковая галактика, которой была R5519 до столкновения, также должна быть исключительно древней. Так, диск нашего Млечного Пути, как считается, начал формироваться на несколько миллиардов лет позднее.

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.

Уже в 2024 году Россия может полностью прекратить эксплуатацию межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь». Ее место займет «Ярс».