09.02.2021
1 328

Астрономы описали особенности сверхновых близ черных дыр

4.7

Присутствие близкой черной дыры способно изменить кривую блеска сверхновой и предсказать появление двойной системы с нейтронной звездой — будущего источника мощных гравитационных волн.

Двойная система черной дыры и нейтронной звезды: взгляд художника
Двойная система черной дыры и нейтронной звезды: взгляд художника / ©Carl Knox, Ozgrav, Swinburne University Of Technology

За последние годы гравитационно-волновые обсерватории зарегистрировали сигналы, созданные разными «космическими катастрофами» — слиянием пары черных дыр, пары нейтронных звезд, а также черных дыр с нейтронными звездами. Такие «экстремальные» двойные системы могут возникать разными путями. Во-первых, черные дыры и нейтронные звезды могут встречаться случайно, двигаясь по достаточно «густонаселенной» подобными объектами области пространства. Во-вторых, они способны образовываться в непосредственной близости друг от друга.

В самом деле, и черные дыры, и нейтронные звезды — последние этапы эволюции крупных звезд, остающиеся после взрыва сверхновых. Поэтому пара таких звезд может появляться в общей «звездной колыбели», после чего одна за другой вспыхивать, превращаясь в черную дыру или нейтронную звезду. И такую систему теоретически можно обнаружить еще до того, как в ней произойдет катастрофическое слияние. Об этом команда китайских ученых во главе с Хэ Гао (He Gao) пишет в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters.

Если взрыв сверхновой произойдет по соседству с уже сформировавшейся черной дырой, это приведет к детектируемым изменениям. В норме такая вспышка нарастает очень быстро, за считаные дни, после чего яркость медленно снижается. Однако если рядом находится черная дыра, то часть выброшенного сверхновой вещества будет падать в нее. Этот процесс ведет к выбросу дополнительной энергии и излучения, которое должно менять кривую блеска сверхновой.

Конкретный вид этих изменений зависит от массы обстоятельств и особенностей двойной системы. Однако Хэ Гао и его коллеги считают, что некоторые из подобных двойных систем вполне можно заметить по нехарактерному блеску сверхновых. Возможно, в будущем такая работа будет проведена и позволит установить, по какому именно сценарию происходит образование двойных, готовых слиться в новом катастрофическом событии, создав мощные гравитационные волны.