Астрономы объяснили происхождение туманности Синее Кольцо — Naked Science

Астрономы объяснили происхождение туманности Синее Кольцо

4.5

Необычная туманность, слишком похожая на глаз, смотрящий на нас из далекого космоса, оказалась результатом гибели неравной двойной системы звезд — и пары удачных совпадений.

©NASA, GALEX, JPL-Caltech, Mark Seibert, Keri Hoadley

В 2004 году космический телескоп NASA GALEX обнаружил очень странный объект. Обширное облако газа с яркой звездой в центре практически невидимо в оптическом диапазоне, но в ультрафиолетовых волнах выглядит словно гигантский глаз, уставившийся на нас из далеких глубин Галактики. С тех пор астрономы ищут объяснения происхождению необычной туманности, получившей название Синее Кольцо, но ответ, похоже, получили только теперь.

Наблюдения туманности, которые проводили в последние годы, показали, что облако и центральную звезду окружает кольцо ударной волны, указывающей на взрывной характер процесса, породившего эту структуру. Происхождение самого облака неясно. При этом звезда TYC 2597-735-1 оказалась весьма старой, термоядерные реакции водорода в ее недрах уже завершились; несмотря на это, вокруг нее есть аккреционный диск из падающего на поверхность вещества — как это свойственно молодым звездам.

Разрешить все эти парадоксы удалось лишь теперь, о чем сообщается в статье Кери Ходли (Keri Hoadley) и его коллег из Калифорнийского технологического института, опубликованной в журнале Nature. Судя по всему, туманность Синее Кольцо образована останками слияния двух звезд, произошедшего пятью тысячами лет ранее. Как правило, такие объекты быстро исчезают из виду за плотными облаками газа, однако уникальные особенности этой туманности позволяют видеть даже центральную звезду.

По-видимому, прежде это была неравная двойная система, ее большая звезда имела массу около солнечной, а меньшая — вдесятеро меньше (примерно 100 масс Юпитера). По мере приближения к гибели крупная звезда эволюционировала в красного гиганта, подойдя к соседке. В результате та «сошла с орбиты» и стала сближаться с ней по спирали, теряя вещество, которое образовало аккреционный диск.

Геометрия туманности Синее Кольцо: вид сбоку и со стороны Земли / ©Mark Seibert

В итоге меньшая звезда упала на большую, выбросив облако раскаленного газа. Разлетаясь, это облако столкнулось с веществом аккреционного диска и разделилось надвое. Так образовались два расширяющихся конуса туманности. По редкому совпадению мы видим ее практически ровно «анфас»: один из конусов направлен почти точно в сторону Солнца. Поэтому для наблюдателей с Земли они накладываются друг на друга, а их кольцевые структуры образуют нечто вроде глаза.

Впоследствии газовое облако остыло. Сегодня оно медленно рассеивается, а при взаимодействии с частицами межзвездной среды слабо излучает в ультрафиолете. Мы оказались в нужном направлении и в нужное время, пока туманность Синее Кольцо выглядит странным глазом: еще через несколько тысяч лет она исчезнет полностью. А пока мы можем наблюдать ее во всей красе — как и знаменитую туманность Гомункул у Эты Киля.