Астрономы раскрыли загадку Эты Киля — Naked Science

Астрономы раскрыли загадку Эты Киля

Эта Киля – одна из самых узнаваемых звездных систем на астрофотографиях. Считается, что в нее входят две большие голубые звезды: одна массой в 30 солнечных масс, вторая – в 150. Их окружает красиво подсвеченная и очень плотная биполярная туманность Гомункул, которая появилась при вспышке, наблюдавшейся астрономами в середине XIX века.

EtaCarinae

Впрочем, наблюдали за этим процессом и простые граждане: в 1843 году Эта Киля ненадолго засветилась так сильно, что некоторое время была одной из самых ярких звезд на небосводе. И таких вспышек, хотя и не столь мощных, было зафиксировано несколько. Все это плохо укладывается в типичную картину взрывов сверхновых, к которым наверняка должна относиться и Эта Киля.

Новое объяснение странному поведению и облику Эты Киля выдвинули недавно астрономы Амстердамского университета: в системе не две, а три звезды. Ученые предложили модель, в которой гравитация третьей (внешней) звезды, находящейся на сильно вытянутой орбите вокруг двух внутренних, заставляет их сойтись и начать слияние. Это событие наблюдалось при первой яркой вспышке Эты Киля в 1838 г., а затем к слившейся паре оказалась притянута и третья звезда – сброс внешних оболочек был замечен во вспышке 1843 г.

Расчеты нидерландских ученых показали, что такие процессы могли привести к колоссальному и интенсивному истечению вещества со всех участниц слияния и появлению очень плотной туманности. Третий в системе Эты Киля – совсем нелишний.