13 февраля
Редакция Naked Science
6 793

Телескоп «Джеймс Уэбб» начал калибровку: первые полноценные снимки будут через месяцы

4.1

На сегодня его снимки состоят из 18 изображений одного и того же участка неба, причем изображения эти слегка отличаются друг от друга.

На этом «селфи» (вспомогательная камера сняла основное зеркало) хорошо видно, что фрагменты зеркала все еще не совсем в одной плоскости: один из них направлен точно на звезду-цель, и поэтому намного ярче остальных, направленных на нее не так точно /©NASA

Космический телескоп «Джеймс Уэбб», находящийся в полтора миллионах километров от Земли, на этой неделе завершил первичные тесты своего оборудования и программного обеспечения и приступил к калибровке своих систем перед основным циклом работы. Процесс этот весьма непростой и потребует несколько месяцев. Важнейший из его этапов — «выравнивание» зеркала телескопа.

Дело в том, что диаметр у него 6,5 метра. С одной стороны, это большое преимущество перед любым другим космическим телескопом — большая площадь зеркала означает лучшую «светособирательную» способность и вероятность лучше разглядеть далекие звезды. С другой стороны, такое большое зеркало не помещалось под обтекатель любой ракеты, которая существовала в период проектирования «Джеймс Уэбба» (а оно, напомним, началось четверть века назад). Поэтому его пришлось сделать складным, состоящим из 18 шестиугольников одинакового размера.

18 изображений звезды HD 84406, полученных с разных фрагментов зеркала телескопа /©NASA

Чтобы снимки были качественными, шестиугольники должны находиться строго в одной плоскости. Никакая механическая система их раскладки не обеспечивала нужной степени выравнивания сама по себе. Поэтому сейчас телескоп сделал снимок звезды HD 84406, находящейся более чем в четверти тысячи световых лет от нас, в созвездии Большой Медведицы.

Так же, как и наше Солнце, эта звезда — желтый карлик, то есть сравнительно яркая, и при этом изолированная. Сравнивая 18 изображений, полученных с помощью 18 фрагментов зеркала, ученые смогут точнее выровнять каждый из сегментов, чтобы привести телескоп к вполне работоспособному состоянию.

Хотя в прессе пишут об одном-двух снимках, сделанных «Уэббом» на этой неделе, на самом деле его камеры уже сняли HD 84406 с со 156 позиций, получив 1560 снимков, общим «сырым» весом в 54 гигабайта. Только этот процесс занял больше суток, а в его итоге было получено изображение с более чем двумя миллиардами пикселей. В дальнейшем качество снимков повысится не только за счет выравнивания зеркал, но и за счет снижения температуры работы основной камеры. Процесс этот занимает несколько недель, и поэтому еще далек от окончания.

«Джеймс Уэбб» работает в красной части видимого диапазона, а также в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне. Это позволяет ему лучше видеть многие объекты, ранее сложные для наблюдений. Например, свет от первых объектов ранней Вселенной или планеты с температурой Земли, находящиеся далеко от своих звезд. Ожидается, что он сможет увидеть такие в радиусе до 15 световых лет от Солнца.