3 марта
Александра Медведева
4 868

Мумификация оказалась старше, чем считали ученые

4.1

Археологи выявили признаки мумификации тел возрастом около восьми тысяч лет, захороненных в долине Садо в Португалии. Эти, вероятно, самые ранние свидетельства создания мумий, могут многое рассказать о погребальных практиках мезолитических сообществ.

Мумификация умерших, вероятно, была более ранним и распространенным явлением в доисторические времена, чем считали ученые. К такому выводу пришла команда археологов из Уппсальского университета, Университета Линнеус (Швеция) и Лиссабонского университета (Португалия). Они исследовали захоронения охотников-собирателей в португальской долине Садо, возраст которых составлял восемь тысяч лет, и обнаружили свидетельства намеренного высушивания тел и укладывания их в определенное положение. Статья об открытии опубликована в журнале European Journal of Archaeology.

Наиболее древние свидетельства мумификации тел были обнаружены у народа охотников-собирателей Чинчорро, живших на территории Чили. Их мумии возрастом около семи тысяч лет все еще сохранили фрагменты мягких тканей. Однако большинство дошедших до наших дней мумий относятся к более позднему периоду: их возраст варьируется от нескольких сотен до четырех тысяч лет.

Исследование доисторических мумий осложняется тем, что в случае, когда мягкие ткани не сохраняются, по костям становится сложно определить, имел ли место процесс мумификации. Это часто происходит в умеренном и влажном климате, например в большей части Европы, где археологические памятники практически не сохранили никаких человеческих останков, кроме костей.

Ученые исследовали фотографии скелетных останков 13 человек, обнаруженных в 1960-х годах в мезолитических отложениях долины Садо. Исследователи смогли реконструировать положения, в которых захоронили тела. После этого они применили подходы археотанатологии и данные экспериментов по разложению человеческих тел, предоставленные Исследовательским центром судебной антропологии Техасского государственного университета (США). Археотанатология — дисциплина, изучающая человеческие останки на археологических раскопках. Анализируя расположение костей в могилах и зная, как разлагается труп, ученые могут реконструировать историю тела и захоронения даже спустя тысячелетия.

Археологи выявили несколько признаков того, что тела людей действительно подвергались мумифицированию. У многих из них конечности были согнуты чересчур сильно, а некоторые части скелета оказались вырезаны. К тому же некоторые тела располагались в неестественных положениях — с ногами, согнутыми перед грудью.

Во время разложения тела кости обычно разъединяются в наиболее слабых суставах, однако в захоронениях Садо эти сочленения сохранялись. По мнению ученых, это связано с тем, что в могилу поместили не свежий труп, а высушенную мумию. Это не только сохранило суставы, но и позволило сильно согнуть тело, поскольку диапазон движений увеличился с сокращением объема мягких тканей.

Все эти закономерности могут быть результатом управляемой и естественной мумификации. Долгое время тело постепенно высушивалось, что сохраняло его целостность, при этом ему придавали желаемое положение. Когда процесс был завершен, мумию было бы легче транспортировать, при этом она сохраняла внешний вид и анатомическую целостность.

Результаты исследования поднимают новые вопросы о погребальных практиках мезолитических сообществ. Открытие также подчеркивает огромное значение мест погребения, так как тела умерших было необходимо в целости доставить до захоронения.