Выяснилось, какие факторы ускорили прогресс в развитии человеческой культуры 320 тысяч лет назад — Naked Science
22.10.2020

Американские ученые описали длительный период нестабильности ландшафта в Восточно-Африканской рифтовой долине и выяснили, какие причины могли подвигнуть наших предков начать бурное развитие — усложнять орудия труда и обмениваться ими с соседями.

Выяснилось, какие факторы ускорили прогресс в развитии человеческой культуры 320 тысяч лет назад / ©cdn.futura-sciences.com

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Изменения ландшафта и климата всегда воспринимались многими учеными как факторы, ответственные за эволюцию живых существ, в том числе человеческой культуры. Так, специалисты считают, что вследствие исчезновения тропических лесов и появления саванн (в процессе похолодания климата) в свое время наши предки слезли с деревьев и встали на ноги.

Нынешнее исследование ученых из Смитсоновского Национального музея естественной истории описало длительный период нестабильности ландшафтов в Восточно-Африканской рифтовой долине, начавшийся около 400 тысяч лет назад из-за тектонической активности.

Она образовала небольшие озера вдоль линий разломов, раздробив таким образом травянистые равнины Восточной Африки — в итоге эти водоемы стали чувствительнее к изменению количества осадков, чем более крупные озера, имевшиеся в этом регионе и ранее.

Общая возвышенность местности также способствовала высыханию мелких водоемов. Это привело к частым и резким колебаниям водоснабжения. В результате менялась и растительность Восточно-Африканской равнины, а с ней — фауна: травоядные вымирали, их место занимали более мелкие млекопитающие с более разнообразным рационом.

Именно в этот период, как показали ранние исследования этой же группы палеоантропологов (опубликованные в 2018 году), изменились культурные аспекты деятельности наших предков: они начали обмениваться орудиями труда между группами, стали производить более сложные и изящные инструменты и использовать красящие пигменты, что предполагает появление символики. Ашельская культура сменилась средним каменным веком. Такие изменения, по оценкам ученых, произошли около 320 тысяч лет назад.